Каддафи добился решающего перелома

Сын Муамара Каддафи объявил, что в течение 48 часов правительственные войска вернут контроль над городом Бенгази – последним крупным оплотом оппозиции. После этого для повстанцев все будет кончено – им останется только уйти в Египет, граница с которым открыта. Сын ливийского лидера заявил, что правительство не хочет их крови не станет этому препятствовать.

Мятежники повержены в уныние, клянут судьбу и обвиняют Запад, который их «предал», так и не начав интервенцию. Впрочем, некоторые обещают продолжить партизанскую войну даже после полного поражения. Последнее возможно лишь в том случае, если им будет солидная финансовая подпитка со стороны третьих стран, а это представляется маловероятным на фоне того, что западные страны не только не решились на интервенцию, но даже и на создание бесполетной зоны, что является усеченным вариантом интервенции.

Победа сил Каддафи, которая, кажется, уже только вопрос ближайшего времени, с одной стороны, вернет в страну порядок, но с другой — создаст несколько крупных очагов проблем.

Первую группу проблем вынуждены будут решать те страны, которые слишком поспешно поддержали повстанцев и отказали Каддафи в легитимности. Прежде всего это Франция, президент которой, Николя Саркози, первым (и единственным) признал повстанческий комитет единственной законной властью Ливии. Он же пригрозил, что вместе с Англией нанесет по силам Каддафи точечные удары, если тот посмеет применить против повстанцев химическое оружие.

В ответ Каддафи назвал его сумасшедшим, а сын полковника в интервью Euronews открыл миру «страшную» тайну Саркози – заявил, что Ливия финансировала избирательную кампанию последнего, и потребовал вернуть деньги, пообещав, что в ближайшее время обнародует документы, подтверждающие его слова, – номера счетов, платежные поручения и т. п. То, что он при этом назвал Саркози «клоуном», меркнет на фоне скандала, который может разразиться, если документы действительно будут обнародованы.

«Пусть Саркози сначала отдаст те деньги, которые он взял у Ливии для финансирования своей предвыборной кампании, это мы финансировали его кампанию. У нас есть все доказательства, и мы готовы их представить. Первое, что мы потребуем от этого клоуна, — пусть вернет деньги ливийскому народу. Мы ему помогли, чтобы он помогал ливийскому народу. Он разочаровал нас, так пусть отдает наши деньги. У нас есть все доказательства — банковские счета, документы на банковские переводы. Все это мы скоро обнародуем», — сказал Саиф аль-Ислам, представляющий интересы ливийских властей.

Франция официально признала повстанческий Национальный совет Ливии (НСЛ) единственной законной властью в Ливии еще 10 марта и призвала другие государства последовать своему примеру. На следующий день Саркози сообщил, что Франция и Великобритания готовы нанести точечные авиаудары по подконтрольной ливийскому лидеру территории и его силам, только если власти Ливии применят химическое оружие. Перед этим Франция была одним из инициаторов уничтожения военной авиации Каддафи для того, чтобы он не смог подавить выступления оппозиции.

Но ситуация изменилась достаточно быстро и теперь уже повстанцам нужно не помогать побеждать, а помогать бежать. Хорошо хоть ливийские власти не горят жаждой мести. «Мы не хотим убивать, мы не хотим мести, но предатели и наемники, совершившие преступления против ливийского народа, пусть идут в Египет», — сказал сын Каддафи.

«Жители Бенгази, войска уже идут, чтобы обеспечить безопасность, положить конец несправедливости, защитить вас, вернуть в город нормальную жизнь и спокойствие», — говорится в заявлении армии, которое было зачитано по ливийскому телевидению.

Власти призывают жителей города быть осторожными, выявлять террористов и боевиков. Тем, кто согласится сдать оружие и отказаться от насилия, армия обещает немедленную амнистию. Муамар Каддафи в своем выступлении, которое транслировало ливийское телевидение, пообещал скорую победу над повстанцами. «Мы уверены, что разобьем противника», — сказал он.

Полковник вновь отверг требования западных стран отречься от власти, призвав лидеров Франции, Великобритании и США, самим «оставить свои посты, чтобы подарить настоящую свободу своим народам». Кроме того, он подчеркнул, что западным странам не удастся захватить богатые нефтяные запасы Ливии. «Весь ливийский народ готов сражаться, чтобы защитить нефть», — добавил Каддафи.

В сообщениях с места событий говорится, что в занятых правительственной армией городах толпы местных жителей приветствуют возвращение законной власти и машут зелеными флагами. Впрочем, ранее арабские спутниковые телеканалы показывали такие же толпы, но с флагами оппозиции, что лишний раз свидетельствует об инертности толпы и о том, что она под влиянием настроения может качнуться как в ту, так и в другую сторону. Следовательно, революционные толпы, с трудом осознающие сами себя, никаким мерилом легитимности власти не являются, в чем мы тоже могли не раз убедиться на собственном примере.

Вторая группа проблем возникнет у Каддафи после победы. Лига арабских государств, европейское сообщество, Соединенные Штаты фактически сожгли за собой мосты в отношениях с ним. Внешнеполитические ориентиры Ливии теперь сместятся коренным образом, качнувшись в сторону России, Китая и Индии, и весь вопрос состоит в том, станет ли Запад мешать этому, создавая еще один очаг напряженности на Ближнем Востоке, или смирится со свершившимся фактом.

Ну а третья группа проблем возникнет у России, которая с почти французской поспешностью объявила Каддафи персоной нон грата. Ей как-то нужно будет, не теряя лица, объяснить свои действия, прежде чем приступать к разработке ливийской нефти. Сложная задача, однако…