Отношения России и Белоруссии заметно потеплели

Отношения между руководствами России и Белоруссии, едва не испортившиеся в минувшем году окончательно из-за грязных фильмов НТВ про «крестного батьку», сопровождаемых загробно-чревовещательным голосом «фирменного» диктора, кажется, опять наладились, что весьма отрадно.

Свидетельством тому выступает вчерашний рабочий визит Владимира Путина в Минск, где российский премьер встретился с белорусским президентом и принял участие в заседании Совмина Союзного государства РФ и Беларуси. В центре внимания были вопросы двусторонних торгово-экономических отношений, а также сотрудничество в сфере энергетики.

Еще перед визитом Лукашенко признался прессе в неизменно хороших отношениях с Путиным: «Мы больше 10 лет работаем вместе. И советую вам не демонизировать Путина. Это — человек с внутренним стержнем, который без колебаний в любой ситуации будет защищать интересы России». Он высказал уверенность, что Путин выиграет президентские выборы, если выставит на них свою кандидатуру.

Косвенным результатом этого заявления можно считать то, что Путин и Лукашенко при встрече даже обнялись, хотя прежде считалось, что личные отношения между ними несколько натянуты. Во всяком случае, так было во времена первого президентского срока Путина.

Впрочем, в ближайшие месяцы они опять могут подвергнуться испытаниям, поскольку в текущем году заканчивается срок действия контракта, по которому «Газпром» поставляет газ в Белоруссию, и предстоит выработка условий нового среднесрочного соглашения. Но пока, судя по итогам визита, они безоблачны.

Главное событие вчерашних переговоров — подписание контракта о строительстве АЭС в Белоруссии. Необходимость реализации этого проекта белорусские власти обосновывают национальной «Концепцией энергетической безопасности и повышения энергетической независимости» страны, согласно которой оптимальным вариантом диверсификации поставок и потребления топливно-энергетических ресурсов было признано строительство до 2020 года атомной электростанции общей мощностью около 2400 МВт.

Место для строительства АЭС выбрано на западе республики, всего в 50 км от столицы Литвы Вильнюса. Это очень обеспокоило власти прибалтийской страны, особенно на фоне событий в Японии. МИД Литвы даже готов направить Белоруссии ноту в связи с этими планами.

Вильнюс считает, что международный процесс оценки воздействия проекта белорусской АЭС на окружающую среду не завершен, поскольку Белоруссия не провела двусторонние литовско-белорусские консультации, как того требует конвенция ООН. Литва опять призвала Белоруссию руководствоваться международными конвенциями и ответить на все вопросы о проекте белорусской АЭС.

Тем не менее для Москвы и Минска этот вопрос решен практически окончательно. Весной прошлого года Росатом согласовал с белорусской стороной проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в строительстве АЭС. В январе же текущего года Путин заявил о готовности к реализации проекта с предоставлением российского кредита. В начале марта проект соглашения был направлен в Минэнерго Беларуси для окончательного согласования.

Белорусская АЭС, которая через 10 лет должна появиться у западных границ республики, ориентирована не только на внутренний, но и на внешний рынок. У Минска есть планы сделаться экспортером электроэнергии в соседние страны — Литву и Польшу, что делает бессмысленными планы строительства странами Балтии общей АЭС.

Путин, встречаясь вчера сначала с Лукашенко, а затем — с белорусским премьером Мясниковичем, дал понять, что Белоруссия может рассчитывать на поддержку России в споре с Литвой и другими странами Евросоюза. Российских АЭС европейцам бояться нечего, уверен наш премьер. Они строятся по последнему слову науки и техники, а потому безопасны.

В современных российских реакторах заложены повышенные требования к безопасности и сейсмоустойчивости. К тому же Белоруссия находится далеко не в такой же сейсмоопасной зоне, как Япония. Если же говорить о тех реакторах, которые стоят на Фукусиме, то это — американская разработка 40-летней давности.

В присутствии российского премьера и главы правительства Белоруссии документ о строительстве белорусской АЭС подписали глава Росатома Сергей Кириенко и министр энергетики Белоруссии Александр Озерец.

Последние два года российское правительство обсуждало возможность выдачи Белоруссии кредита только на АЭС — $6-7 млрд, которые пошли бы непосредственно Росатому как подрядчику строительства. Но Минск предлагал профинансировать также инфраструктуру — жилье и дороги рядом со станцией, а также линии электропередачи. Это доводило общую сумму российского кредита до $9 млрд со сроком возврата 25 лет.

Также Владимир Путин заявил, что в рамках Союзного государства будет подписано соглашение об объединении активов МАЗа и КамАЗа, о котором было много разговоров в последнее время

Путин отметил рост товарооборота между Россией и Белоруссией, и пока он видит в этом выгоду преимущественно для Белоруссии: «Мы отмечаем устойчивый рост товарооборота на 19% в прошлом году: он достиг $28,5 млрд. Это — очень хорошая тенденция».

«Что касается роста товарооборота, то хотел бы сказать, что, как обычно, вы здесь нас объегорили, — пошутил Путин. — Российский экспорт увеличился на 8%, а белорусский импорт в Россию — на 46% с лишним. Надеюсь, что это — тенденции временного характера».

Также Россия скоро снимет таможенный контроль на границе с Белоруссией. Произойдет это даже раньше, чем с Казахстаном: по данным первого вице-премьера Игоря Шувалова — 1 апреля, в то время как срок для Астаны — 1 июля.

На фоне этих событий следует отметить, что финансовое положение Белоруссии сейчас далеко не безоблачно. Ее внешний долг к концу года достигнет 57,3% ВВП, посчитали эксперты Международного валютного фонда. Они рекомендовали стране жесткую денежно-кредитную политику и девальвацию национальной валюты. Последний совет побудил белорусов к активной скупке долларов и евро. К приезду Путина в некоторых обменниках появились наряды милиции.

Пока Белоруссия решила прибегнуть к займу на поддержание платежного баланса. Занимать она будет в подконтрольном России антикризисном фонде ЕврАзЭС. По данным РБК daily, речь шла о максимально возможном для Минска лимите — $1,7 млрд (установлен советом фонда для каждого государства пропорционально размеру ВВП на душу населения).

Замглавы Евразийского банка развития (управляющего средствами фонда) Сергей Шаталов подтвердил, что заявка на поддержание платежного баланса поступила, но размер кредита Белоруссии пока не определен, поскольку «экономическая ситуация в стране эволюционирует». Как только будет завершен анализ, будут определены и потребности. Всего размер фонда — чуть более $8,5 млрд, бóльшую часть которых ($7,5 млрд) внесла Россия.