«Юргенс и Ко» устремились к «обретению будущего»

В преддверии большого избирательного цикла 2011-2012 гг. российские либералы поспешили объявить о своих планах грядущего переустройства России.

Причем речь идет не о политических маргиналах вроде «Правого дела», почти умершей «Другой России» и остающейся виртуальной «Солидарности». Свой доклад с весьма претенциозным названием «Обретение будущего. Стратегия 2012» обнародовал Институт современного развития (ИНСОР) — главный штаб российских либералов, возглавляемый Игорем Юргенсом. Тем самым, который по совместительству является еще и вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей, более известного как «профсоюз олигархов».

Как сообщает Интерфакс, представляя свой доклад, Игорь Юргенс заявил: «Это — попытка создать предвыборную программу, надеюсь, что для президента Медведева». Напомним, что президент РФ Дмитрий Медведев является председателем попечительского совета ИНСОР. Впрочем, Юргенс оговорился, что доклад готовился без согласования с Медведевым, и вообще, готовя доклад, специалисты ИНСОР «работали не по заказу». Более того, по оценке Юргенса, представленные в докладе тезисы противоречат «правительственному мейнстриму».

И поэтому Юргенс выразил надежду, что Медведев, во-первых, все же решится до конца года объявить о своих намерениях вновь стать президентом в 2012 году, а во-вторых, возьмет эти тезисы инсоровского доклада как основу своей предвыборной программы.

В основе этих тезисов лежит утверждение о необходимости «перезапуска демократии» в России. Специалисты ИНСОР объявили государство в его нынешнем состоянии главным препятствием на пути модернизации России. «Обновление экономики и технологий нуждается в мощном импульсе, но прежде чем давить на газ, надо снять экономику с тормоза ручного управления. Модернизация страны начинается с модернизации системы власти и менеджмента», — заявляют они. Ну а чтобы дать «эффективным менеджерам» развернуться во всю ширь, ИНСОР предлагает сократить полномочия органов власти и провести ревизию экономической деятельности всех органов власти и аффилированных негосударственных структур.

Основной движущей силой развития страны ИНСОР считает частный бизнес, который нуждается в обеспечении прав частной собственности. В отличие от частного сектора, которому предполагается предоставить максимум свободы, эксперты ИНСОР предлагают кардинально сократить полномочия и функции органов власти и управления, подчинить деятельность власти административным регламентам и провести публичную ревизию.

Особенно мешают модернизации России, с точки зрения либералов из ИНСОР, такие государственные структуры, как армия, правоохранительные органы и спецслужбы. «Армия, формируемая на добровольческой основе, — это прекращение войны государства с демографией и потребностями экономики в трудовых ресурсах. Сильная реформированная полиция — это исполнение государством функций справедливого принуждения и обеспечения правопорядка, причем не только в интересах государства, но и в интересах граждан. Модернизированные спецслужбы прекращают тайную войну с гражданами страны и выполняют функцию их реальной защиты от реальных угроз, в т. ч. террористических», — высокопарно утверждает доклад ИНСОР.

Звучит это внешне красиво — примерно как обещания Бориса Ельцина 20-летней давности. И, вероятно, результаты должны последовать соответствующие. О том, что отказ от армейского призыва для России не только невозможен, но и просто смертелен, говорилось уже неоднократно. Зато известно, что армия, формируемая по наемному (т. н. «добровольному») принципу, не связанная напрямую с народными массами, куда больше годится для подавления выступлений населения, недовольного политикой «элит» (равно как и «сильная реформированная полиция»). Что же касается «модернизированных спецслужб», то можно догадываться, против кого их действительно предлагают использовать. И каким именно «гражданам» они должны будут обеспечивать «реальную защиту от реальных угроз».

Между тем доклад ИНСОР с сожалением отмечает, что в сложившейся ныне конфигурации во власти трудно ждать изменений, которые соответствовали бы вызову времени. А вот следующий президентский цикл, да еще шестилетний, пока еще имеет шанс дать старт «подлинной модернизации России — глубокой и системной». Поэтому необходима политическая воля высшего руководства страны: только она может послать «бюрократии достаточно сильные сигналы и добиться реализации задуманного».

Как считают авторы документа, «подготовка к этому, формирование полноценной программы действий, способной найти поддержку у активной части общества, вполне по силам нынешнему президенту, несмотря на массу препятствий и ограничений».

Судя по формулировкам, именно Медведева ИНСОР расценивает и как потенциального «истинного модернизатора», и как «прогрессивного» политика. По мнению авторов доклада, модернизацию «придется проводить в условиях, когда текущая конъюнктура располагает к прямо противоположному — инерции и самоуничтожению под наркозом». «Страна не двинется вперед, пока в ней царят страх, взаимное презрение, воровство и взяточничество, мошенничество и рэкет, деловой цинизм. Обретение будущего требует силы духа граждан и нации, а не кормления пиаром и «духовной» стадности», — зачитал Юргенс цитату из доклада.

Вполне возможно, что в этой цитате нет намека на какое-либо конкретное лицо во власти. Однако если вспомнить высказывания в либеральных СМИ по поводу «предвыборных пиар-акций» Путина, определенный вывод напрашивается сам собой. В его пользу говорит и другая выдержка из документа: «И наоборот: период предстоящего президентства может стать временем консервации, усугубления застоя, реставрации худших черт нашей общественно-политической архаики. Именно в это время отставание России может стать необратимым».

«Через год мы будем выбирать не просто между программами и личностями, но между началом перемен и концом надежд, между будущим и новым безвременьем», — пафосно заявлено в докладе ИНСОР. Указывая, что российская демократия нуждается в «перезапуске», его авторы предлагают привести политическую систему в соответствие с духом и буквой Конституции. «Это означает отказ от неконституционных практик «управления» демократией, тотальное возвращение института выборов на всех этажах политической системы, отделение представительной и судебной власти от исполнительной, установление режима политической и коммуникативной свободы с помощью интенсивного развития институтов прямой демократии и гражданского общества», — говорится в докладе.

Ну, тут уж просто невозможно не увидеть прямого намека на методы действий предыдущего президента и действующего премьера. Впрочем, и действующий президент отнюдь не брезгует «управлением демократией». А про «возвращение института выборов на всех этажах политической системы» и слушать не хочет.

Поэтому, кстати, позволительно усомниться, что авторы доклада действительно хотят реального предоставления политических прав населению страны — в т. ч. и на возможность формировать, согласно своим предпочтениям, как представительные, так и исполнительные органы власти. Напомним, что в своем предшествующем, сентябрьском докладе все тот же Юргенс объявил, что в провалах объявленной Дмитрием Медведевым модернизации виноват народ России.

«Русские еще очень архаичны. В российском менталитете общность выше, чем личность. Поэтому «государство — всё, а мои усилия — ничего. Пускай кто-то что-то делает, борется, а у меня своих проблем хватает, какая модернизация», — заявлял Юргенс. По его «профессиональным» оценкам, в России очевидна тенденция деградации человеческого капитала. Для экономически активного населения характерны деквалификация (т. е. потеря профессиональных навыков из-за невозможности работы по специальности), деградация, люмпенизация и даже дебилизация. «Мы — не граждане, а какое-то племя», — резюмировал глава ИНСОР.

Так что весьма справедливым представляется высказанное недавно на страницах КМ.RU замечание Михаила Делягина относительно истинной сути российских «либералов»:

«Став выразителями крупнейшего и, как правило, недобросовестного бизнеса, либералы тем самым незаметно для себя завершили свое перерождение, перейдя от отстаивания идей свободы к их полному отрицанию всей своей практикой. Слова, впрочем, остались прежними: диаметрально изменилась лишь их суть.

Отстаивание прав человека выродилось в отстаивание интересов меньшинств против законных прав большинства (в т. ч. алчности эксплуататоров против прав эксплуатируемых), а защита конкуренции — в апологетику произвола монополий и жесточайшее подавление конкурентов под видом апологетики свободной торговли. Защита свободы слова выродилась в свободу исключительно своего слова, вплоть до цензуры и запрета слов оппонентов (в т. ч. под прикрытием обвинений в пресловутом «экстремизме»). Защита политических прав народа незаметно для самих либералов трансформировалась в защиту глобальных интересов американского и израильского государств и твердое убеждение, что легитимность власти в любой стране дает не ее собственный народ, а исключительно сменяющаяся раз в 4 года администрация США.

Носители же исключительно либеральных ценностей… выражают в России интересы не только собственно российской олигархии (в основном коммерческой, а не силовой), но и этого нового класса — пресловутых «новых кочевников», не привязанных ни к одной стране мира, не ответственных ни перед кем и потому рассматривающих хаотизацию человечества как наиболее эффективный путь к увеличению своих богатств и своего влияния.

Выражая интересы коммерческой олигархии или глобального управляющего класса, отечественные либералы противостоят клептократии не как раковой опухоли на теле российского государства, но как части нашего государства. По всей видимости, коррупционеры неприемлемы для основной массы либералов не потому, что они грабят народ России, но потому лишь, что они представляют при этом российскую государственность. Либералы (за небольшим исключением действительно честных и страдающих от мерзости своих политических союзников людей) целят в коррупцию, насколько можно судить, не для оздоровления российской государственности, но, напротив, для ее дискредитации и уничтожения (либо полного подчинения интересам глобального управляющего класса) как таковой».