В Горбачев-Фонде отчитались за эпоху

15 марта в Горбачев-Фонде состоялась конференция «Поколение Горбачева: «шестидесятники» в жизни страны». Организаторы собрали за одним столом очень разных людей, мнения и оценки прошлого и настоящего принципиально разделились.

Организаторы мероприятия в Горбачев-Фонде явно не ожидали такого наплыва желающих попасть на конференцию. Постоянно приходилось подносить стулья, а когда закончилось для них место в зале, люди выстраивались вдоль стен, те, кто помоложе, садились в проходах. Послушать и поучаствовать в дискуссии о «шестидесятниках» в Горбачев-Фонд пришли Людмила Алексеева, Татьяна Заславская, Сергей Ковалев, Владимир Лукин, Григорий Явлинский, Арсений Рогинский, Евгений Ясин, Юрий Афанасьев, Виктор Шейнис, Руслан Гринберг, Вадим Межуев, Людмила Телень, Лидия Графова, Мариэтта Чудакова, Валентин Гефтер и много других людей — с разным жизненным опытом, принадлежащих к разным поколениям и социальным слоям.

Историк, ректор РГГУ Юрий Афанасьев раскритиковал «шестидесятников», к которым относит и себя самого:

— «Шестидесятники» в целом как явление продемонстрировали неспособность к самоанализу, к самокультуре и к самоидентификации. То есть, они оставили без ответа вопрос о том, что есть Россия, что есть Советский Союз, почему случились революция, Гражданская война и сталинизм. И я не хочу увиливать от вопроса «а где ты сам-то в это время был?». Я перед всеми извиняюсь, но я сказал истинную правду: я был в говне, где и продолжаю оставаться до сих пор. Я не хочу сказать: они были не способны, а я был способен. Я был в том же самом положении.

Григорий Явлинский, который себя к «шестидесятникам» не относит, наоборот, защитил их и посетовал на обстоятельства:

— У них был стержень. Они почему-то считали, что не надо все время врать, они говорили то, что думали, они считали, что нельзя продаваться. Потом что случилось? Реформы повели таким способом, при котором образование и порядочность стали помехой. И, поскольку они стали помехой, этих людей выкинули, монетократия оказалась гораздо более мощной системой уничтожения названных качеств. У нас в этом смысле очень драматическое заседание. Мы же почти как Красную книгу обсуждаем — такого рода людей. Это такой небольшой семинар по изучению исчезающего вида.

Экономист Евгений Ясин не согласился с тем, что все так плохо и что реформы 90-х были пагубны для страны:

— Я полностью и глубоко убежден, что были остро необходимы рыночные преобразования. Долго тянуть с этим было невозможно. Сейчас говорят, что после этого вся порядочность на Руси погибла, что теперь воцарился закон «золотого тельца», и мы теперь попали в такую полосу, — может, уже и навсегда — в которой никакой порядочности не будет. Я должен вам сказать, что это совершенно не соответствует действительности. Если вы взялись делать рыночные реформы, вы должны понимать: развитие капитализма связано с определенными негативными нравственными и всякими прочими явлениями. Вы можете стараться их избежать. Но если вы их избежите совсем, то вы избежите рыночной экономики. Я могу вам сказать честно и откровенно: я был министром Российской Федерации и никогда чужого рубля я не взял. И я там такой был не один. Разговоры о том, что все сплошь взяточники — неправда. У меня есть ощущение, что мы об этом говорим именно потому, что приходит время восстановления нравственных начал, того, что сейчас называется социальным капиталом. Я называю это культурным капиталом — когда мы должны привыкнуть друг к другу, разговаривать, выражая разные взгляды, а не своими кучками, где каждый друг с другом согласен, и можно ничего не говорить. Мы должны продолжать споры о прошлом, но одновременно должны думать и о том, что перед нами будущее, и я бы хотел, чтобы это было будущее свободной и демократической страны.