Йемен: еще один шаг к развязке

С учетом ливийской «революции» и подавлении восстания на Бахрейне (а об этом видимо, можно говорить с полным основанием) «в тень» ушла ситуация в Йемене, которая имеет явную тенденцию к обострению.

В прошедшую пятницу войска республиканской гвардии разгромили палаточный городок оппозиции на центральной площади Саны. При этом был использован элемент внезапности, так как рейд был приурочен к молитве, а также были задействованы светошумовые гранаты с нервно-паралитическим газом американского производства. На самом деле их конечно США поставили не для борьбы с массовыми демонстрациями, а для борьбы с «Аль-Каидой Аравийского полуострова». Заметим, что некогда самый большой «вызов» для Запада еще полгода назад приказал «долго жить» как будто его и не было. Вообще во всех этих «арабских революциях» радикальные исламисты очень незаметны, фактически «в тени». Это очень показательно, поскольку иллюстрирует две очевидные вещи. Первая – история с возникновением «Аль-Каиды» и ее распространением по всему миру состоялась ровно потому, что Эр-Рияд и другие арабские режимы почему-то решили, что это является самым оптимальным способом по «выпуску пара» и «снижения градуса недовольства у себя дома». Одновременно решался вопрос противодействия шиитской экспансии, которая считается в Заливе опасностью «номер один». Второе – эта тактика не сработала и не смогла нивелировать недовольство арабского общества искусственным перекосом экономической системы в своих странах. Обратим внимание, что движущими силами революции в том же Египте и Тунисе являлись наиболее образованные слои населения, которые ассоциируются с новой экономической элитой. Все это оставляет радикальным исламистам очень мало места в этой выстраиваемой новой схеме взаимоотношения с мировой экономической системой, поскольку они там просто не нужны. Тактика Саудовской Аравии по сплочению под религиозными лозунгами всех недовольных для их последующего «перенастраивания» на «внешнего врага» могла срабатывать только в очень короткой исторической перспективе, и то благодаря во многом очень низкому уровню образования и кругозора у подавляющего большинства населения королевства. В Тунисе и Египте, которые имеют длинную политическую историю, а также систему партий и профсоюзов, процессы совсем другого порядка. Там речь идет о переделе контроля над секторами экономики, а в странах Залива наступил кризис идеологии во всех ее проявлениях и ее противоречия основным мировым реалиям.

Вернемся к Йемену. Попытка вытеснить протестующих была предпринята президентом А.А.Салехом практически одновременно с отклонением требования оппозиции по мирной передаче им всей полноты власти. После этого в доме одного из лидеров «Лика Муштарака» Садыка Ахмара (сына покойного спикера парламента) состоялось совещание руководителей этого оппозиционного блока, на котором была выработана тактика дальнейших действий.

Сразу отметим, что она не предусматривает вооруженного противостояния с властями. Вообще и Салех, и оппозиция всячески избегают открытого военного противостояния, видимо понимая все последствия этого шага. Для Салеха применение оружия для разгона демонстраций «по ливийскому сценарию» будет означать начало войны. Оппозиция очень четко предупредила его о том, что при таком варианте развития событий, «его президентский дворец будет подвергнут ракетному обстрелу». Это не является преувеличением, поскольку племенные формирования действительно располагают таким видом оружия. Очевидно, что затевать военные действия не хочет ни одна, ни другая сторона, понимая, что остановится в таком случае и взять ситуацию под контроль будет очень сложно.

Еще одним мотивом такого поведения является, безусловно, негативная позиция по отношению к началу гражданской войны как со стороны США и стран Запада, так и со стороны КСА и остальных «заливников». Госдепартамент США через своего посла в стране выступил с абсолютно нейтральным заявлением, в котором призвал «к разрешению кризиса исключительно путем переговоров». Фактически это означает признание любого итога именно мирного противостояния.

Саудовцы и остальные «заливники» абсолютно не готовы к разрастанию вооруженного противостояния у себя «под носом», что, безусловно, ослабит все их попытки ликвидировать шиитскую фронду на Бахрейне. Тем более что реальных рычагов силового воздействия на ситуацию в Йемене у саудовцев сейчас просто нет.

В этой связи тактика оппозиции в настоящее время связана с наращиванием количества протестующих с одновременным «выдавливанием» аппарата режима из зданий и министерств с постепенным блокированием президентского дворца. По такой схеме сейчас развиваются события в Сане и Таизе, которые становятся основными центрами противостояния. Полиции и республиканской гвардии не удалось в полной мере «зачистить» центральную столичную площадь. Более того, в город вошло около 20 тыс. человек из племени Ахмар для пополнения числа протестующих. Это в основном молодежь, которая пришла в столицу не по зову сердца, а в связи с указаниями племенной верхушки. Подчеркнем, что, пожалуй, первый раз в новейшей истории страны племенные ополчения входят в город так организованно и без оружия. Предполагается, что подход подкрепления из племен не случаен, а связан с началом более организованной кампании по блокированию основных центров государственной власти и их мирного захвата. В этой ситуации 20 тыс. человек, которые движутся по одной команде и четко вертикально организованны, это очень мощная сила. Тем более что они являются представителями прежней опоры режима в племенной схеме устройства страны.

То, что ситуация может кардинальным образом изменится в ближайшие часы говорит и линия поведения телекомпании «Аль-Джазира», которая со вчерашнего вечера перешла на круглосуточное прямое вещание из Таиза и Саны. Практика показывает, что корреспонденты этого канала очень четко угадывают момент развязки.

Вторым направлением деятельности оппозиции является продолжение «перетягивания» на свою сторону бывших сторонников президента Салеха. Это говорит о том, что у президента Салеха еще есть определенный потенциал влиятельных сторонников, без чего мирный переход, судя по всему, невозможен в настоящий момент. Речь идет в первую голову об армии, точнее о подразделениях республиканской гвардии и силах внутренней безопасности. О лояльности Салеху остальных армейских частей можно говорить с натяжкой. На недавнем военном смотре частей столичного гарнизона несколько десятков военнослужащих вдруг начали скандировать антипрезидентские лозунги, что свидетельствует о разложении «простых» армейских частей. Процесс оттока «гражданских» сторонников уже пошел давно, в частности в конце прошлой недели на сторону оппозиции перешел министр вакуфов Х.Хита