Алесь Михалевич бежал в Польшу

Недавно освобожденный экс-кандидат в президенты Белоруссии Алесь Михалевич бежал в Польшу. Причем, по словам его близких, он пересек границу в багажнике дипломатического автомобиля. Ранее Михалевич обвинил КГБ республики в пытках. Тем временем жены других арестованных оппозиционеров попросили о заступничестве Владимира Путина.

Экс-кандидат в президенты Белоруссии Алесь Михалевич выбрался, по некоторым данным, на территорию Польши, причем в багажнике дипломатического автомобиля. Он был задержан в Минске за участие в массовых беспорядках 19 декабря прошлого года и затем отпущен под подписку о невыезде. О бегстве политика рассказала его супруга Милана Михалевич. По ее словам, муж чувствует себя хорошо.

В интервью газете «Наша Нiва» она рассказала, что говорила с мужем по телефону. «Сказал, что не взял даже зубной щетки», – заметила она.

Ранее соратники оппозиционера сообщали, что тот пересек белорусско-польскую границу на дипломатическом автомобиле одного из посольств. Впрочем, не исключалось, что Михалевич мог укрыться и в России. Вероятно, покинуть страну, нарушив закон, оппозиционера заставили опасения вновь оказаться в руках чекистов. В своем блоге в ночь на понедельник Михалевич рассказал следующее: «Меня вызывают для проведения следственных действий в КГБ, однако у меня есть значительные основания полагать, что из здания КГБ уже не выйду. Поэтому меня в КГБ не будет. Сейчас я нахожусь в надежном месте, вне зоны досягаемости белорусского КГБ».

Кроме того, он выступил и на сайте объединения «Движение «За свободу!», пообещав, что собирается продолжать борьбу за прекращение пыток и освобождение всех политзаключенных.

В свою очередь белорусские пограничники не фиксировали пересечения Михалевичем границы. «По базам пересечения границы человек по фамилии Михалевич не числится», – заявил «Интерфаксу» пресс-секретарь Пограничного комитета Белоруссии Александр Тищенко. Белоруссия – участник международных конвенций, на основании которых дипломатический транспорт границу пересекает без досмотра.

Другой бывший кандидат в президенты Белоруссии политолог Александр Романчук заявил газете ВЗГЛЯД, что поступок Михалевича демонстрирует тщетность попыток найти защиту в законном порядке.

«В этой истории слишком много пятен. У нас нет гражданского контроля, нет полноценного парламента, поэтому узнать наверняка, что происходило в КГБ, не представляется возможным. Поступок Михалевича отражает его личную оценку ситуации в КГБ и справедливости белорусской судебной системы», – заявил Романчук.

Романчук напомнил, что ранее многие находящиеся под подпиской о невыезде оппозиционеры выезжали из Белоруссии через Россию, показывая тем самым, что не намерены жить по правилам Лукашенко.

Напомним, Михалевич находился в СИЗО КГБ до 19 февраля, а через несколько дней после освобождения выступил с резкими эмоциональными обвинениями в адрес своих тюремщиков, сравнив СИЗО КГБ с «концлагерем». Михалевич рассказал, что в качестве условия освобождения ему предлагали подпись под заявлением о сотрудничестве с КГБ, а в СИЗО ведомства он подвергался пыткам. «Я не буду сотрудничать с КГБ, я не буду тайным агентом белорусских спецслужб, – говорил Михалевич. – Подготовлено мое заявление о том, что я отказываюсь сотрудничать с КГБ».

По словам Михалевича, его «принуждали зачитать на телекамеру заявление с осуждением действий оппозиции 19 декабря в Минске». В КГБ обвинения политика назвали клеветой, отметив, что изменили меру пресечения по согласованию с прокуратурой по итогам проведенных следственных мероприятий. При этом учитывалась заявленная позиция Михалевича «о понимании всей ответственности за совершенные им противоправные действия, а также с учетом написанного им прошения о снисхождении».

На сайте КГБ Белоруссии позднее были опубликованы выдержки из адресованного белорусскому президенту Александру Лукашенко прошения Михалевича. В нем оппозиционер написал, что «во время своей предвыборной кампании не сказал ничего плохого» ни в адрес Лукашенко, ни в адрес его близких и родных. Михалевич добавил в прошении, что «как бывший кандидат искренне сожалеет, что произошел конфликт и пострадало много людей», и попросил Лукашенко «лично взять под свой контроль вопрос о его дальнейшей судьбе».

Сам Михалевич подтвердил, что писал прошение на имя Лукашенко, но опроверг утверждение КГБ о том, что его не пытались завербовать. «Я не отрицаю, что такую записку на имя Лукашенко я писал. Однако я писал это заявление 10 января. И до 19 февраля, больше месяца, меня мурыжили в СИЗО КГБ с целью склонить к сотрудничеству», – сказал Михалевич.

Отметим, что на фоне побега Михалевича в рамках инициативы «Освобождение» группа жен белорусских оппозиционеров обратились с письмом на имя премьер-министра России Владимира Путина, призвав его «предпринять реальные шаги, чтобы поспособствовать освобождению белорусских узников совести». Обращение они передали в российское посольство. Во вторник Путин должен прибыть в Минск на заседание Совмина Союзного государства России и Белоруссии и Межгоссовета ЕврАзЭС, а также для проведения встречи с Лукашенко.

«Весь мир с надеждой смотрит на вас как на человека, который может прекратить устроенную Лукашенко расправу над политическими противниками и заставить его уважать элементарные права человека», – заявили подписанты.

Путина просят вмешаться в ситуацию в Белоруссии, чтобы «спасти жизни людей и подтвердить, что Россия – это действительно дружеское нам государство, которое не может оставаться в стороне, когда в Белоруссии царит произвол и беззаконие». Месяц назад родственники задержанных оппозиционеров направили аналогичное письмо и президенту России Дмитрию Медведеву.

Романчук считает, что поскольку в Белоруссии нет справедливого суда, «многие дела оцениваются с политической точки зрения, и подготовка к визиту Путина в Минск, по его мнению, уже повлияла на судьбу российских заключенных Артема Бреуса и Ивана Гапонова. «Те приговоры, которые получили два российских гражданина, являются очень мягкими по сравнению с четырьмя годами заключения, которые получили белорусские оппозиционеры. Это доказательство того, что Лукашенко не намерен ссориться с Россией», – полагает политолог.