Белорусские власти отпустили двух граждан России

На этой неделе власти Белоруссии подвели черту под итогами президентских выборов, прошедших в декабре — отпущены из-под стражи два гражданина России, которых три месяца незаконно удерживали белорусские спецслужбы, а также был оглашен перечень деятелей культуры, которым закрыт доступ в государственные СМИ. В черном списке — писатели, артисты, художники, режиссеры из Белоруссии, России, США, Великобритании.

Двух россиян, Ивана Гапонова и Артема Бреуса, отпустили прямо в зале суда. Свобода, конечно, главное. Но неприятный осадок — их все-таки признали виновными, приговорили к штрафу.

19 декабря в день президентских выборов двое россиян были в центре Минска на многотысячной акции протеста. Их задержали, и вместе с сотнями других белорусов Бреус и Гапонов отсидели 10 суток. Выйдя из СИЗО, они едва успели приехать домой, как их снова арестовали.

Бреуса и Гапонова показывали по белорусскому ТВ в фильмах про заговор иностранных спецслужб против Лукашенко.

Сам судебный процесс уже стал частью народного фольклора. Двое русских напали на 15 спецназовцев. Звучит и правда, как в анекдоте. Но на суде 15 бойцов действительно, рассказали, как их били по зубам, топтали ногами, даже отобрали щиты, как будто они не краповые береты, а краповые беретки.

19 декабря на площади возле Дома правительства в Минске было несколько тысяч сотрудников Внутренних войск. Белоруссия — вообще одна из немногих стран, где милиции больше, чем армии. Спецназ поддерживает имидж сурового, непобедимого подразделения.

Единственным доказательством того, что россиянам удалось справиться с этими парнями, послужила видеосъемка. Ее показывали не только в эфире местного ТВ, но и на суде.

На каждом подобном судебном заседании в зале ставят монитор и показывают кадры, снятые 19 декабря. Они как бы должны доказать вину. Например, на основании видеосъемки пресс-секретарь кандидата Андрея Санникова Александр Отрощенков получил 4 года колонии строгого режима. Судья на этих кадрах рассмотрела, что Отрощенков штурмует двери Дома правительства. На суде постоянно повторяют, что участники митинга были вооружены и главное доказательство — видеосъемка места преступления.

Неприятный момент для белорусских властей заключается в том, что это же самое место удалось снять независимым журналистам сразу же после разгона акции протеста. Здесь хорошо видно, что нет ни топоров, ни арматуры. Это видео появилось в Интернете 2 месяца назад. Его посмотрели сотни тысяч человек, но, видимо, не те, кто выносит приговоры по делу о так называемых беспорядках в Минске.

«То, что сейчас происходит, это ужасно. Это хорошо, что мы граждане России, за нас российское посольство воевало. А граждане Беларусси? Это страшно. Обвиняют в том, что не доказано», — говорит Сабира Гапонова, мать Ивана Гапонова.

Десятки белорусских политиков и журналистов до сих пор под следствием. Некоторых выпустили под подписку о невыезде, и неразглашении. Бывший кандидат в президенты Алесь Михалевич, был отпущен из СИЗО КГБ как раз на таких условиях.

Михалевич публично отказался работать на КГБ. Он опубликовал открытое письмо, где перечислил все виды пыток, которые к нему применялись.

«Меня выводили в отдельное большое холодное помещение, где раздевали догола, мы стояли фактически на шпагате по 40 минут, и это всё происходило, пока мы были голыми», — говорит Алесь Михалевич.

На фоне этих фактов другие действия белорусских властей не выглядят репрессиями. Однако Лукашенко последовательно продолжает закручивать гайки. Например, в Интернете появился черный список деятелей искусства. Туда попали и многие россияне, в том числе, например, Эдуард Успенский со всем своим творчеством.

Среди западных артистов под запретом оказались музыканты «Пет шоу бойз», актер Кевин Спейси и Джуд Лоу. Они и про Лукашенко-то ничего плохого не говорили. Пару слов о том, что свобода лучше несвободы. Кто-то даже предположил, что черный список — это розыгрыш.

В эту пятницу у Ляписа Трубецкого концерт в Москве. Эта белорусская группа — одна из немногих, популярных за пределами республики. Наверное, вторая после ансамбля «Песняры».

Музыканты сначала смеялись, над тем, что возглавили таинственный черный список. Но сегодняшний концерт в Гомеле, на родине неожиданно запретили, без объяснения причин.

Музыканты будут добиваться права на концерты, если придется через суд. Иван Гапонов тоже решил бороться, чтобы его признали невиновным. Только вряд ли у судебной аппеляции есть шанс.

5 лет назад в Минске уже был похожий процесс. И главном пострадавшим был тот же самый спецназовец, некто Юрий Давидович. Только раньше он заявлял, что его избила миниатюрная блондинка Светлана Завадская — жена исчезнувшего в Минске оператора ОРТ Дмитрия Завадского. И хотя на этих кадрах видно, что это Давидович бьет по лицу женщину, белорусский суд решил наоборот.