Российская элита предала русских Украины

О том, что «русское зарубежье» для российских политических и бизнес-элит – лишь дополнительный фактор головной боли, к сожалению, очевидно уже давно. И хотя порой (особенно в предвыборный период) из высоких кабинетов раздаются громкие заявления вроде «Мы не дадим русских в обиду!» или принимаются разного рода резолюции и декларации, они давно уже не пугают русофобов в окрестных «суверенных» державах, да и самих русских уже не вдохновляют.

И все-таки одно дело – просто не заниматься проблемой русского народа, впервые со времен Екатерины II оказавшегося в статусе разделенного, и лишь для проформы демонстрировать некие вялые телодвижения в этом направлении. И другое дело – прямо заявить, что поскольку русский язык в статусе государственного вредит «национальной самостийности» расположенных рядом с Россией новообразований, то Москва на вопросе статуса русского языка настаивать не будет. Поступайте, как сочтете для себя возможным, а нам и дела нет…

Именно с таким заявлением выступил на днях во Львове председатель Комитета Государственной Думы по международным отношениям Константин Косачев. Как уже рассказывал КМ.RU, в интервью украинскому журналу «Профиль» он отметил, что если русский язык станет вторым государственным на Украине, то это навредит украинскому языку.

«Да, существует проблема русского языка, ясно, что значительная часть населения Украины продолжает им пользоваться, считая своим родным. Но так же очевидно, что если дать этому языку такие же полномочия и свободы, как украинскому, то от этого мог бы пострадать уже украинский язык, что было бы совершенно неправильно для судьбы государственности, для суверенитета Украины. Поэтому никто и не ждет от Януковича никаких подобных шагов, и я не вижу здесь никакого конфликта», – с бесподобной для дипломата откровенностью рассуждает Косачев.

Глава комитета Госдумы также заявил, что Россия готова признать «европейский выбор Украины». «Флаг вам в руки и полный вперед! Каким бы ни был европейский выбор Украины, Россия должна с ним соглашаться. Более того, нам следует совместно заниматься тем, чтобы европейский выбор Украины не осложнил украинско-российские отношения», – заявил Косачев.

Тот факт, что сам Косачев является откровенным прозападником-либералом, вовсе не является секретом. Но когда дипломат выступает с такими приступами откровения (да еще где: в цитадели украинского национализма и русофобии, во Львове!), поневоле усомнишься в трезвости его рассудка. Особенно после таких перлов: «Я был поражен, узнав, насколько мало людей из политических кругов России бывали во Львове. Это совершенно неправильно: мы ищем единомышленников там, где они, собственно говоря, существуют и без нас, а общаться с теми, кто может ими стать, или теми оппонентами, в спорах с которыми может родиться истина, – важная задача для любого политика». Это, к сожалению, совсем не так. Скорее Вы, г-н Косачев, предаете тех, кто считает Вас «своим», – в попытке снискать расположение тех, для кого Вы «своим» все равно не станете. И добро, была бы это Ваша личная проблема – но Вы же всю Россию позорите (причем не только «Единую»)!

«Несмотря на то, что заявление Косачева произвело на общество эффект ушата холодной воды, его не стоит рассматривать как что-то революционное для российской политики, – прокомментировал вышеприведенные высказывания Косачева для ИА Регнум историк и политолог Олег Неменский. – Более того, оно не отражает и не предполагает и каких-то значимых в ней изменений. При этом несомненно, что Константин Иосифович озвучил общее мнение представителей нашей политической элиты (за редкими исключениями), причем мнение давно сложившееся, просто пока что никем так откровенно не озвученное.

Вообще нашей элите (как, кстати, и нынешней украинской), – продолжал Неменский, – постоянно приписывают стратегии и мотивации, им органически не присущие. Это связано с национально-государственным стилем мышления, стихийно свойственным почти всем. Нам естественно предполагать, что политика властей как-то сообразуется с интересами тех обществ, которыми они управляют, как-то их представляет. В реальности это, к сожалению, мягко говоря, не так. Современная российская политическая элита действительно очень хочет видеть единую суверенную и вполне украинскую Украину, у нее действительно нет никаких потуг к отстаиванию русских интересов на Украине, как и каких-либо серьезных интеграционных проектов в политической сфере. И «русская общественность», несмотря даже на то, что существует она пока лишь в намеке, ей очень мешает: она требует от властей считаться с такой проблематикой и такими понятиями, которые им абсолютно чужды и неинтересны.

Но т. к. с общественным мнением все же надо немножко считаться, – продолжает Неменский, – то озвучивать такие слова получают право представители Партии («Единой России». – Прим. КМ.RU) и Госдумы, а кто-нибудь из тандема их потом может за это немножко пожурить (что вероятно). А на Украине, как и на Западе, никак не могут поверить, что во главе России стоят люди, никак не выражающие русские интересы и вполне искренне отождествляющие себя с антирусскими проектами. И в этом плане очень хорошо, что такое заявление прозвучало. Все же меньше лицемерия и немного большая, так сказать, открытость власти народу.

Впрочем, я не думаю, что это заявление было сделано по специальной договоренности с Кремлем. Косачев просто выразил то, что вроде бы и так понятно, но сказано не было. И на это его наверняка сподвиг не хитроумный политический план, а некоторые привычки поведения, свойственные нашей чиновно-политической среде. У них просто нет потребности и резонов нравиться избирателям-россиянам и, тем более, нет потребности нравиться зарубежным русским, хоть как-то соотносить свои слова с их восприятием. Но им свойственно постоянное желание угождать той аудитории, которая их сейчас слушает и в которой они находятся. Это – инстинкт приспособления, жизненно важный для любого чиновника. Косачев впервые приехал во Львов, но много слышал о том, как его, «москаля», там могут воспринимать. И он постарался понравиться – не беспринципно, а вполне в рамках того, что он и сам искренне думает».

Протодиакон Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии Андрей Кураев так прокомментировал КМ.RU заявления Константина Косачева:

– Это заявление – отнюдь не сенсационное. Напротив, оно наглядно демонстрирует образ мышления тех, кто считается элитой российского государства, и это очень печально. Налицо – полное непонимание той трагической ситуации, в которой оказались миллионы русских людей, а сам русский народ стал разделенным народом. Казалось бы, в такой ситуации долг российских дипломатов (а ведь к их числу, причем не самого последнего ранга, относится г-н Косачев) – сделать максимум возможного, чтобы добиться правовых гарантий для сохранения языка и культуры миллионов русских людей, отнюдь не по своей воле оказавшихся в новообразованных государствах. Причем эти государства, что тоже не секрет, проводят жесткую этнократическую политику, вынуждая русских ассимилироваться или уезжать. Но г-н Косачев и прочие предпочитают дружить с националистическими элитами этих государств, а интересы простых русских людей, давно оттесненных там и от власти, и от крупной собственности, для них уже как бы и не важны.

Конечно, столь откровенное заявление российского дипломата о том, что русский язык в качестве второго государственного на Украине идет во вред украинской государственности, а потому поддержки из Москвы не получит, звучит просто нелепо. В конце концов, предельно упрощая, нападающий игрок «Спартака» не должен заботиться, насколько его игра подрывает комфорт вратаря, скажем, «Зенита». На Украине вполне достаточно своих собственных политиков, готовых искоренять русский язык самостоятельно и без поддержки Косачевых.

Последним-то как раз стоило бы его защищать… Впрочем, я не удивлюсь, если за этим скрываются какие-либо бизнес-интересы. Скажем, российские олигархи получают какие-то преференции на Украине. А Януковича перестанут беспокоить по докучающему ему языковому вопросу… Конечно, если такая сделка и существует, то она свидетельствует не в пользу российской элиты: ради сегодняшней прибыли приносить в жертву интересы Русского мира на поколения вперед, помогать унижать миллионы своих собратьев… Но, очевидно, мыслить такими категориями российская элита просто неспособна, и это грозит большими бедами для всей нашей страны.