Кто ответит за безопасность стратегических объектов?

Баксанская ГЭС – важный стратегический объект энергетической инфраструктуры Северного Кавказа, что бы ни говорили представители «РусГидро» о незначительности ущерба и о том, что «они и так планировали заменять гидроагрегаты». Основная опасность таких объектов заключается не только в том, что они могут стать причиной техногенной катастрофы, но и масштабного экологического бедствия. Ежедневно через плотины на реках России проходят сотни и тысячи грузовых и легковых автомобилей. И далеко не каждая из них выдержит, например, взрыв грузовика, начиненного несколькими сотнями килограммов взрывчатки. Ситуацию спасает только то, что бандформированиям и террористическому подполью пока доступны «меньшие объемы» — чем крупнее партия, тем дольше ее приходится собирать, а значит увеличивается вероятность того, что ее обнаружат. Но рано или поздно «количество» переходит в «качество»

Произошедшие события показали, что даже крупные стратегические объекты (ГЭС, равно как и мосты, тоннели, путепроводы) не достаточно защищены от нападения небольших диверсионных групп, способных расправится с незначительной и слабоворуженной охраной. Ничего не будем говорить о погибших на станции милиционерах. Скажем только, что численность диверсионной группы была небольшой, а основные силы охраны правопорядка поддались на провокационный маневр с обстрелом здания «органов». То, что не сработала тревожная сигнализация, может говорить либо о ее примитивном исполнении (не предусмотрено автоматическое срабатывание без подтверждения кодовым словом или действием), либо о том, что нападавшие были осведомлены о ее характеристиках.

Соответственно для работы правоохранительных органов здесь возможны два направления (помимо основного – расследования теракта), это «преступная халатность» в отношении хранения информации о схемах безопасности станции, либо, что является прямой виной «инновационного гидроменеджмента», отсутствие современной системы безопасности. Равно как и в случае с предыдущей катастрофой «РусГидро», связанной с недофинансированием программ безаварийной работы и хроническим пренебрежением правилами безопасной работы, здесь налицо последствия «эффективного финансового управления».

В таких случаях могут иметься подозрения (до предъявления официальных обвинений мы можем говорить только так), что получаемая прибыль выводилась из отрасли и оседала в карманах условно неизвестных лиц, а оборудование использовалось на износ. Подобная ситуация реализуется и в угольной отрасли и во многом свойственна большинству производств в России. Скорее всего, эти два направления работы могут получить свое дальнейшее подтверждение, но реальных «посадок» и организационных выводов сделано не будет.

Современная система противодействию террористической угрозе на Северном Кавказе должна включать роботизированные охранные комплексы, исключающие возможность «человеческого фактора» (заснул на посту, вышел по нужде, нанюхался клея, засмотрелся порнушкой). При этом, естественно, команда на применение оружия должна исходить от человека, согласно установленной степени угрозы. Хотя для нарушителя запретной зоны фраза: «Я даю вам 15 секунд, чтобы бросить оружие, после чего открываю огонь на поражение» — произнесенная роботом ЭД-209, и соответствующие последствия должны стать стандартными.

Планы быстрого реагирования также должны быть не только на бумаге и в умах чиновников, но и отработанными в рамках соответствующих учений и при моделировании кризисных ситуаций. Необходимо создание мобильных групп боевого охранения, способных в течение часа (десант с вертолета) достигнуть проблемного объекта. Эти группы должны быть обеспечены стрелковым штурмовым и газовым нелетальным оружием.

С другой стороны в качественном пересмотре нуждается и система стационарной охраны. В условиях Северного Кавказа и прилегающих территорий необходимо не только увеличение охранного персонала, но и обеспечение его автоматическим оружием, вплоть до пулеметов и гранатометов. По всей видимости, необходимо создание частной охранной структуры для охраны данных объектов. Правоохранительные органы, рядовые милиционеры не могут бороться с террористами: это не их епархия, слишком слабы. Армия для данных функций так же не подходит (выполнение охранных функций) – может применяться только в крайних случаях в случае обострения ситуации. В качестве единственной аналогии можно привести только «зловещую» корпорацию «OCP».

Подобное удовольствие стоит денег, денег немалых, которые, в конечном счете, придется платить потребителям. Но в данном случае, потребитель с большим удовольствием откроет кошелек, если будет абсолютно уверен в том, что эти деньги не пойдут на очередную виллу, яхту, «мерседес» чиновника или «эффективного менеджера», равно как на «мерседес» его жены, дочери, любовницы, любовника любовницы и так далее…