Вопрос Януковичу: на какой «верх» идут взятки

Борьбу с коррупцией надо начинать с контроля за бюджетными расходами и доходами чиновников.

Такое убеждение высказала «Би-Би-Си» экс-глава Государственного комитета по предпринимательству, заместитель главы партии «Сильная Украина» Александра Кужель.

Она согласилась с ведущим, что в Украине «крадут прямо из бюджета»: «Сто процентов, это так».

«Когда Януковича избрали на должность президента, я, занимая должность главы Госпредпринимательства, отправила ему два письма. В одном из писем я написала: уважаемый господин президент, если вы действительно собираетесь бороться с коррупцией, то для этого нужно сделать вот такие шаги. Я не получила ответа…», — сказала Кужель.

«Насколько я знаю, после нашего открытого обращения к президенту на понедельник запланировано специальное заседание. Сейчас собирают информацию относительно случаев нарушений, и мы отправляли сегодня тоже такую информацию», — сказала она.

«Сергей Тигипко просил нас подать все обращения граждан, которые мы получили относительно нарушений. А таких обращений действительно много, от так называемых прозрачных, «белых» бизнесменов, которые не боятся назвать свои фамилии», — добавила Кужель.

По ее словам, больше всего информации о взятках на таможне дают люди, которые там работают.

«Нужно выписать новый Таможенный кодекс, и мы его подготовили», — сказала Кужель.

«Но самое страшное, что сейчас коммунисты (представитель Компартии возглавляет Гостаможкомитет) подготовили свой проект, зарегистрировали его в Верховной Раде, а там вся коррупция, которая есть сегодня, узаконивается. Если он будет принят, как говорят, «не приходя в сознание», то это будет беда», — заявила она.

Кужель убеждена: для борьбы с коррупцией необходимо одновременно делать два действия:

«Первое — это контроль за использованием бюджетных средств, второе — внедрение косвенных методов налогообложения контроля над президентом, чиновниками всех уровней. Это означает не только декларирование своих расходов, а также то, что за чиновником должны следить, если есть сигнал, что он живет не по тем деньгам, которые получает».

«Когда пришла оранжевая революция, 3-4 месяца не брали взяток, предприниматели мне звонили по телефону и говорили: что делать? Ничего не двигается, не подписывается ни одно решение, не отправляется товар, не идут торги. После того начали брать, но стоимость взятки поднялась в десять раз. Сейчас уже никто ничего не боится, на той же таможне, где, кстати, работает много порядочных людей, — с них буквально требуют собирать средства, отправлять в «общак»», — подчеркнула Кужель.

«Поэтому я и обратилась к президенту. Предприниматели жалуются нам на коррупцию, и отмечают, что им говорят, дескать, простите, но так требуют сверху. Я и просила президента, чтоб он объяснил, какой это именно большой верх», — объяснила она.