Парламентарии о Ливии, Каддафи и русском бунте

Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что государство имеет право применять силу для подавления мятежей. Многие сочли это заявление скандальным.

История вкратце такова: лидер Православного корпуса движения «Наши», член Общественной палаты Борис Якеменко написал в своем блоге: «Каддафи показал всему миру, как нужно обходиться с провокаторами, которые стремятся к перевороту, дестабилизации и гражданской войне. Он начал их уничтожать. Ракетами и всем, что есть в его распоряжении. И это самый верный путь к прекращению применений американских «революционных» технологий»».

Эти слова Якеменко вызвали критику со стороны представителей ОП РФ. Василий Бычков, Елена Лукьянова, Сергей Абрамов, Николай Сванидзе, Алла Гербер заявили, что «мнение члена Общественной палаты Бориса Якеменко, высказанное в его блоге 21 февраля, является личной позицией и ни в коей мере не выражает позиции Общественной палаты Российской Федерации», и что ОП РФ «обеспокоена нарушениями прав человека в Ливии и призывает все стороны конфликта приложить максимальные усилия, чтобы не допустить дальнейших жертв среди населения».

«Безусловно, каждый человек имеет право на собственное видение политической ситуации. В то же время люди, наделенные общественным доверием, могут и должны требовать ее стабилизации и прекращения насилия», — отметили авторы заявления.

Когда о. Всеволод Чаплин отвечал на вопросы посетителей сайта ОП, его попросили прокомментировать эти слова. «Бывают ситуации, когда государство может применить силу, например, подавляя мятежи (именно мятежи, а не народные восстания), заговоры, попытку вопреки воле народа подчинить его внешней силе. Когда такое происходит, власть при поддержке общества должна отвечать силой на силу», — сказал протоиерей. — «Кто знает, какая была бы сегодня Россия, если бы в феврале и октябре 1917 года власть достойно, как ей и подобает, отреагировала на действия мятежников, которые отнюдь не представляли наш народ и открыто говорили, что хотят установить диктатуру меньшинства над большинством».

Отметим, что современная Россия обязана своим существованием как раз отказу применить силу против массового гражданского движения в августе 1991 года.

Напомним также, что Русская Церковь в «Основах социальной концепции» заявила, что если государство принимает законы, противоречащие совести верующего, у него есть право на неповиновение. Когда то же самое заявили американские христиане в так называемой «Манхэттенской декларации», , опрошенные Regions.Ru священнослужители с нею согласились, а парламентарии столь же единодушно заявили, что единственным допустимым способом влияния на законодательство является разработка новых законов.

Согласны ли вы с мнением о. Всеволода и Бориса Якеменко? В каких случаях оправдано подавление народных волнений с помощью оружия? Когда вы считаете оправданными сами волнения? С такими вопросами корреспонденты REGIONS.RU/»Новости Федерации» обратились к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

См. также «Священнослужители о народных волнениях и государственном насилии».

Парламентарии не дали однозначного ответа о допустимости подавления народных волнений силой оружия. Отметив, что государство обязано защищать себя, они призвали не доводить дело до необходимости применять силу против толп доведенных до отчаяния сограждан.

В целом разделяет позицию протоиерея Всеволода Чаплина, заявившего о наличии у власти права на силовое подавление мятежей первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Саратовской области Владимир Гусев.

«В принципе, государство имеет право на такой шаг», — заявил сенатор. Однако последствия его, предупреждает парламентарий, могут быть непредсказуемыми. «Никто же не даст гарантии, что после подавления и расстрела бунтарей все затихнет и жизнь вернется в прежнюю колею. Нужно всегда помнить об опасности гражданской войны, начало которой может спровоцировать силовой шаг власти», — указал политик.

Владимир Гусев считает преждевременным давать оценку действиям Каддафи, предлагая вначале посмотреть на развитие событий в Ливии.

«Справедливым» считает заявление Всеволода Чаплина заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Еврейской автономной области Владимир Джабаров.

«Когда провокаторы расшатывают конституционные основы государства, государство обязано себя защитить с помощью, в том числе, и силовых мер», — заявил сенатор. В ситуации с Ливией, на взгляд парламентария, «говорить о подавлении мятежников не приходится». «Каддафи пошел против своего народа, пролив его кровь, и за это должен понести наказание», — убежден Джабаров.

Политик не склонен оправдывать стремление народа к мятежам. По его мнению, самый приемлемый путь развития государства – эволюционный. «Революционный же всегда приводил к плачевным результатам», — сказал сенатор, предложив вспомнить итоги октябрьского переворота 1917 года. Другое дело, обратил внимание Владимир Джабаров, «у народа, живущего в авторитарных странах, типа Ливии, иного пути вырваться из тирании, кроме революционного, просто нет».

Поддерживает точку зрения Всеволода Чаплина член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в СФ от Калининградской областной думы Николай Тулаев.

«Государство для своей защиты имеет право применять все предусмотренные законом методы: это и убеждение, и профилактика, и, если требуется, сила», — заявил сенатор. При этом он подчеркнул, что силовая реакция со стороны власти возможна только в ответ на действия провокаторов, которые направлены на свержение утвержденного Конституцией строя. «Это аксиома для всех стран», — добавил парламентарий.

Говоря о высказывании Бориса Якеменко, Тулаев обратил внимание, что «если Якеменко оправдывает поступки Каддафи, то тогда его высказывание разделить нельзя». По словам политика, сам он согласен с резолюцией ООН в отношении Ливии. Как отметил сенатор, Россия заинтересована в политическом решении конфликта. «Мы за то, чтобы и силы оппозиции не выходили за рамки закона, но и против тех мер, которые использует Каддафи. Однако сложившаяся в стране ситуация не оправдывает ни Каддафи, ни оппозицию, которая от мирных протестов перешла к использованию оружия», — заключил Николай Тулаев.

Согласен с высказыванием Всеволода Чаплина о праве власти на силовое подавление мятежей и словами Бориса Якеменко в поддержку действий Каддафи заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти республики Калмыкия Михаил Капура.

«Государство имеет полное право и должно защищать государственные устои даже силовыми методами», — заявил сенатор. «Иначе зачем тогда государству армия, полицейский аппарат, спецслужбы, оружие?» — с удивлением произнес парламентарий. Другое дело, продолжил он, в демократической стране человеческая жизнь относится к категории высших ценностей, поэтому «такого рода защита не должна превращаться в уничтожение собственного народа». «Главное, за преследованием провокаторов, преступников не скатиться к истреблению простых граждан», — добавил Капура.

Сенатор назвал «адекватными» действия Каддафи в Ливии. «Там нет жертв среди мирного населения, есть только убитые среди повстанцев», — уверяет парламентарий.

Он считает, что бывают ситуации, при которых народные волнения могут быть оправданы. «Например, когда люди видят, что власть занимается самообогащением, а не решением экономических и политических вопросов», — пояснил Михаил Капура.

Не разделяет позиции Всеволода Чаплина член Комитета Совета Федерации по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Курганской области Олег Пантелеев.

«Главное оружие власти – это Конституция и законы, а не пули», — заявил сенатор. «Доведение же ситуации до стрельбы показывает слабость власти», — убежден парламентарий.

Как сказал Пантелеев, не близка ему и точка зрения Бориса Якеменко, одобрившего силовые акции режима Каддафи против оппозиции. «Правительство Ливии не должно было допустить начала гражданской войны, не должно было доводить до бойни», — подчеркнул политик, заметив, что в подобной ситуации «более гибко» поступил Александр Лукашенко. «В минувшем декабре белорусское государство защитило результаты своих выборов без крови, не стреляя, то есть на том уровне, где применяется не оружие, а законы», — указал сенатор.

Парламентарий не видит оправдания ни тому, что власть подавляет мятежи силой, ни тому, что люди сами устраивают мятежи. «Бунт против власти должен караться Уголовным кодексом», — подытожил Олег Пантелеев.

Неоднозначно относится к заявлению Всеволода Чаплина о праве государства применять силу по отношению к мятежникам заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции «Единая Россия» Юрий Медведев.

«Определенно могут сказать одно: я не сторонник насилия ни со стороны государства, ни со стороны народа», — заявил депутат. При этом он отметил, что «задача умной и профессиональной власти – не допускать условий для формирования протестных настроений, постоянно прислушиваться к мнению людей». Однако, по словам Медведева, «с провокаторами, стремящимися к дестабилизации обстановки в обществе, бороться необходимо, вплоть до применения к ним силовых методов воздействия». «Нельзя дожидаться, когда они будут выводить людей на улицы», — убежден парламентарий.

В разговорах на тему народных волнений депутат не видит особого смысла ссылаться на ситуацию в Ливии и других мятежных арабских странах, «поскольку там свои, очень непростые политические обстоятельства». Со своей стороны он полагает, что «когда общественное возмущение политикой властей накалено до предела, властям лучше уходить». «Конечно, если этот уход не приведет к еще большим катаклизмам», — отметил политик.

Парламентарий не видит прямого ответа на вопрос о том, в каких случаях могут быть оправданы народные волнения. «Возможно, тогда, когда уровень жизни людей становится дли них уже невыносимым», — предположил он. Одновременно Юрий Медведев выразил уверенность, что «не менее чем в 90% стран мира есть все возможности для демократического решения социальных проблем, включая механизмы парламентской демократии, выборов, партийной деятельности и т.д.»

Разделяет мнение Всеволода Чаплина о необходимости силового подавления мятежей член Комитета Госдумы по международным делам, член фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов.

«Мятеж – это опаснейшая форма политической борьбы», — заявил депутат. По словам Богомолова, любой мятеж «подразумевает вооруженное восстание, направленное на свержение существующей власти». «Как правило, подобные антиконституционные действия вовлекают общество в гражданскую войну и хаос», — обратил внимание парламентарий.

Как подчеркивает политик, законно избранная власть «обязана противостоять, в том числе с применением силы, любым попыткам мятежников дестабилизировать ситуацию в стране».

Богомолов отмечает, что стремящиеся к власти те или иные оппозиционные силы «могут воспользоваться массой демократических процедур – от проведения официальных митингов и демонстраций до участия в выборах». «Если мирно настроенные граждане приходят на митинг с конкретными требованиями, выражают свой протест против политики властей законными способами, никто не будет воспринимать их как мятежников или провокаторов», — указал депутат. По его словам, «естественно, применение силы против мирного населения уже будет считаться преступлением». При этом Валерий Богомолов полагает, что в случае с народными волнениями в Ливии «пока трудно давать какие-либо оценки, поскольку там царит огромная неразбериха и сведения оттуда приходят очень противоречивые».

Не выразил особого желания давать оценку высказываниям Всеволода Чаплина и Бориса Якеменко заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ Виктор Илюхин.

«Это не такие большие личности, чтобы обсуждать их слова», — заявил депутат. Вместе с тем Илюхин счел необходимым напомнить о принятой в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. «Согласно преамбуле этого документа, государство должно делать все от него зависящее, чтобы население в защите своих законных интересов не было вынуждено в качестве последнего средства прибегать к восстанию против тирании и угнетения», — отметил парламентарий.

В связи с этим депутат согласен с протоиереем Чаплиным в том, что следует разделять такие понятия как «мятеж» и «народное восстание». «Революция и восстание – это фактически воля народа, который вправе ее выражать, если видит, что власть постоянно пренебрегает мнением людей, игнорирует его», — подчеркнул Илюхин. По его словам, любое народное волнение будет оправдано, «когда люди доведены политикой властей до нищеты, унижения и бесправия, в то время как сами власти погрязли в коррупции».

Одновременно парламентарий не стал как-либо комментировать высказывания Бориса Якеменко о действиях в отношении ливийских мятежников режима Каддафи. «Я не обладаю достаточной информацией, чтобы понять, что действительно там происходит: восстание возмущенного народа или спланированные провокации против власти», — признался Виктор Илюхин.

«Достаточно жесткими» назвал высказывания Всеволода Чаплина и Бориса Якеменко по поводу возможности силового подавления народных волнений заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции «Справедливая Россия» Виктор Шудегов.

«Считаю, что методы, к которым прибегает в Ливии режим Каддафи в отношении протестующих, никак нельзя назвать правомерными», — заявил депутат. Как отмечает Шудегов, «применять оружие против собственного народа нельзя ни при каких обстоятельствах».

Парламентарий обратил внимание, что в большинстве цивилизованных стран для разгона стихийных демонстраций и шествий «вполне успешно применяются такие эффективные меры как дымовые шашки, водометы, слезоточивый газ и т.д.» «Благодаря высокому профессионализму работников правопорядка подобные акции практически всегда обходятся там без жертв», — указал депутат.

Политик подчеркивает, что проведение митингов и демонстраций является конституционным правом граждан и «нельзя лишать их этого права». Вместе с тем он признал, что к выступлениям оппозиционных организаций нередко «примыкают» разного рода провокаторы и криминальные элементы. «Пользуясь большим скоплением людей, они в любой момент готовы на экстремистские и разбойные выходки», — отметил парламентарий. По словам Виктора Шудегова, государство в лице правоохранительных структур «должно держать под жестким контролем процессы проведения массовых акций, чтобы оперативно пресекать подобные выходки и не допускать угрозы для жизни и здоровья людей».

«В принципе согласен» с заявлением Всеволода Чаплина член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, член фракции ЛДПР Сергей Иванов.

«Если следовать той трактовке, которую использует для аргументации своей позиции сам отец Всеволод, то я с ним солидарен», — заявил депутат. «Если какая-то вооруженная группа попытается, скажем, захватить в Москве Белый дом, вряд ли будет уместно вести с ней переговоры», — отметил парламентарий.

Вместе с тем Иванов весьма критично отнесся к высказываниям Бориса Якеменко, который предложил обратить внимание на опыт борьбы Каддафи с противниками его режима. «Этот человек либо не читает прессу, либо вообще не интересуется политикой, иначе бы он знал, что его старшие товарищи уже давно осудили Каддафи и его методы», — указал депутат. «Фактически же он показал жуткую боязнь проправительственной партии потерять власть в результате народных волнений», — считает политик.

По мнению парламентария, оправданными народные волнения можно считать в том случае, «когда законным путем поменять власть не удается». «Кого не спроси, никто «Единую Россию» не поддерживает, но она всегда получает большинство голосов – значит, налицо явная фальсификация результатов выборов», — отметил депутат. Сергей Иванов также обратил внимание на политическую ситуацию в Беларуси, где оппозиция подверглась жестким репрессиям за свои попытки разобраться с итогами кампании по выборам президента.