Карусель, вбросы и серная кислота в глаза оппозиции

В ходе выборного дня наблюдатели фиксируют небывалое «цунами» нарушений и откровенного криминала.

Единый день голосования проходит 13 марта во многих регионах России. В один день проходит свыше трех тысяч выборных кампаний различного уровня, включая выборы глав 768 муниципальных образований, 1641 муниципального образования и депутатов законодательных собраний 12 субъектов федерации. Несмотря на то, что выборы федерального уровня в этот день не проводятся, единый день голосования в марте стал важным моментом федеральной политической жизни: большинство экспертов и, судя по всему, почти все участники выборного процесса считают нынешнее голосование «пристрелочным», репетицией больших кампаний конца 2011 — начала 2012 года.

Тем интереснее, что, судя по приходящим с мест сообщениям, нынешний день выборов может стать рекордным по числу нарушений и злоупотреблений. Секретарь Центризбиркома Николай Конкин уже заявил, что с точки зрения агитации и политической конкуренции эти выборы «далеки от того, что можно назвать честными». Более того, работа избирательных комиссий и наблюдателей уже сейчас омрачилась настоящими ЧП — в частности, тяжело пострадал один из кандидатов в депутаты регионального уровня, сообщают представители оппозиции.

Интрига нынешних выборов, напомним, пока еще не в том, кто станет победителем на большинстве участков — лидерство правящей «Единой России» пока не способен оспорить никто из «системных» конкурентов, а «несистемные» в голосовании участие принимать и не могут. Наблюдатели и представители самих партий интересуются тем, как изменится процент полученных ЕР голосов — это позволит предсказать вероятный исход декабрьских думских выборов и скорректировать прогнозы на выборы президентские.

О том, что, по данным оппозиционных наблюдателей, происходит в эти часы на избирательных участках, «СП» рассказал Сергей Обухов, депутат Госдумы и секретарь ЦК КПРФ, поддерживающий связь с сотнями наблюдателей и членов участковых избиркомов:

«СП»: — Обнаружены ли в ходе голосования и работы избиркомов нарушения законодательства?

— Да, к сожалению. В ряде регионов мы фиксируем очень активный вброс избирательных бюллетеней. Например, только что пришли сообщения из Дагестана: в городе Дагестанские Огни на трех участках поймали вбросчиков за руку; в городе Каспийске на двух участках, в Махачкале на одном участке… Президент республики заявляет, что всё идет хорошо, однако наши штабы фиксируют совсем другое.

«СП»: — Как именно «поймали за руку» и как происходят вбросы?

— Группы неизвестных молодых людей просто нагло врываются на участок с пачками заранее приготовленных бюллетеней, вбрасывают их в урны и выбегают. Члены избиркомов разводят руками. Примерно та же, что и в Дагестане, ситуация в Саратове: там зафиксировано тринадцать участков с попытками вброса, причем на некоторых участках такие попытки были дважды. Но практически всюду удалось предотвратить, зафиксировать, поймать. «Рекордсмены» пока что — на 101-м участке Саратова, там пытались вбросить целую тысячу бюллетеней! Тоже, впрочем, это предотвратили и их поймали.

В Тамбове вообще поймали целое гнездо так называемых «карусельщиков»

«СП»: — Что это такое?

— Это когда группа нанятых молодых людей с поддельными открепительными удостоверениями ездит на автобусе по избирательным участкам и везде голосует. Таким образом эти 40 человек могут проголосовать сразу на десятках участков. Удалось их даже поймать с теми дубликатами открепительных — теперь надо будет разобраться, откуда у них эти подделки, где они отпечатаны. В городе Моршанске нашли 7 таких групп, в Мичуринске еще несколько. «Гнездо» найдено в спортзале одного из вузов Тамбова. Теперь к этому делу привлечены представители прокуратуры и МВД для разбирательства.

Тревожная ситуация на Чукотке. Там в каждый чум послали петь — понятно, кто послал, кто у нас «хозяин Чукотки» — Диму Билана, группу «Нана». Давали бесплатные билеты. Теперь сообщают о невиданной явке — якобы она была вдвое выше обычного. Но сейчас позвонил из Певека наш наблюдатель Юрий Николаевич Чернышев — ему там предложили вообще покинуть избирательный участок. Но он отказался. Несмотря на это, прямо в его присутствии заполняют пустые бюллетени, а избирательная комиссия пишет оптимистичные акты. Что касается актов наблюдателей, то они рвутся прямо на его глазах.

В Билибино наш член комиссии застал чиновников за тем же. Вот вам и весь секрет успеха «Единой России»!

«СП»: — Что может делать оппозиция в этой ситуации?

— Мы даем отпор, хватаем за руку, фиксируем, сообщаем в правоохранительные органы. Битами по рукам не бьем, но, видимо, скоро и это потребуется.

«СП»: — Можете ли сравнить эту выборную кампанию с предыдущими? Чем она отличается?

— У меня ощущение какого-то совсем откровенного, запредельного цинизма. Впечатление такое, что запущены все «черные» механизмы, известные с 1990-х годов.

«СП»: — То есть в «нулевые» выборы проходили спокойнее?

— Даже предыдущие, октябрьские выборы были на порядок спокойнее, чем эти. Сейчас происходят совсем безумные вещи. Вот, например, в Калининграде нашему кандидату, когда он пытался разобраться в голосовании на дому, плеснули в глаза кислотой. Это Сергей Миньков в городе Советске. Он просто приехал посмотреть, как это сразу 200 человек собираются голосовать на дому — и получил тяжкую травму.

«СП»: — Какие-то «кущевские» методы…

— Да, так и есть — «Кущевку» теперь распространили на всю Россию.

«СП»: — Как партия планирует реагировать на нарушения? Будете обращаться в суды?

— Пока наши основные планы — остановить этот вал нарушений. Ведь голосование еще идет, оно завершится лишь в 20 часов, а в Калининграде в 21.00. Надо, чтобы дали людям возможность спокойно проголосовать — без вбросов, без кислоты…

Отметим, что на протяжении 2000-х годов, по оценкам большинства наблюдателей, количество злоупотреблений в ходе голосования и подсчета голосов, неуклонно возрастало. С нарастанием монополии «Единой России» в органах власти процент голосов, отданных за правящую партию, неуклонно повышался. Наиболее показательными в этом смысле были федеральные выборы 2007 года — последние, проведенные при президенте Владимире Путине — когда в отдельных регионах число проголосовавших за правящую партию превысило число явившихся на выборы избирателей.

Интересно, что в обеих российских столицах количество нарушений на федеральных выборах, как правило, куда ниже, чем в прочих регионах. Возможно, это связано с тем, что откровенные нарушения были бы слишком заметными и доступными для огласки; возможно, играет роль и то, что мелкие чиновники и бюджетники, работающие в рядовых избиркомах Москвы, не так зависимы от «вертикали», как их коллеги из регионов. «Работают в комиссиях самые обыкновенные тетки, поэтому если вбросы и идут, то нехотя», — рассказала «СП» Елена Грознова, работавшая наблюдателем на нескольких выборных кампания в столице.

Другое дело, что при проведении выборов городского масштаба как в Москве, так и в Петербурге чиновники не стесняются многочисленных нарушений. Так, беспрецедентно грязными были признаны наблюдателями выборы в Мосгордуму октября 2009 года — тогда большинство популярных оппозиционных деятелей, пытавшихся пройти в МГД, сняли с предвыборной гонки под предлогами разной надуманности еще до начала голосования.

Впрочем, до действительно бандитского почерка — как в случае с кислотой, которую плеснули в глаза кандидату в Калининграде — выборы в России действительно не доходили с середины 90-х годов. Если это и есть «пристрелка» к выборам в Госдуму и президентской кампании — то можно сказать, что предстоящие выборные битвы могут напоминать маленькую гражданскую войну.