В каком случае могут пересмотреть итоги выборов

Решение о том, будут пересмотрены или нет итоги выборов в каких-то из регионов, зависит от того, какие будут жалобы.

Обычно Центризбирком после каждых выборов получает массу жалоб, но большинство из них не удовлетворяется. Я думаю, что в этом году будет то же самое: жалоб может быть много, но, в общем, вряд ли какие-то результаты будут пересмотрены.

Жесткость избирательной кампании была обусловлена тем, что это — последние выборы перед общефедеральными. Поэтому все партии рассматривают их как установление некоей планки, с которой они будут прыгать дальше. В зависимости от того, как они сейчас выступят, на них будут обращать внимание средства массовой информации, и т.д. Поэтому партии сейчас выкладывались по полной. Это, конечно, привело к очень жёсткой конкуренции.

Вторая причина жёсткости, на мой взгляд, заключается в настроении общества. Последние несколько месяцев наблюдался рост тарифов, поднялись цены на продукты. Наблюдаются мировой продовольственный кризис и ряд других проблем. Все это привело к ухудшению общественного самочувствия. Конечно, оппозиция попыталась на этом сыграть.

Третья причина жесткости выборной кампании — в том, что выборы проходили в том числе в регионах, где обстановка довольно сложна для власти. Возможно, это связано с тем, что губернаторы этих регионов не популярны, или здесь партия власти всегда испытывала определённые проблемы. Таких регионов — не один, не два, а несколько: Калининград, Киров, Курск. Конечно, оппозиция пыталась ударить в слабую точку, пыталась нанести поражение «Единой России» именно в этих регионах.

Все это и привело к жёсткости кампании.

Что касается активности избирателей, то, это, на мой взгляд, обусловлено тем, что, люди попали в так называемые «ножницы». С одной стороны, растут цены и стоимость жизни. С другой стороны, доходы если и растут, то очень медленными темпами. И вот такой ощутимой перспективы, что завтра обязательно будет лучше, чем сегодня, у людей сейчас нет, в отличие от того, что было пару лет назад. И это, конечно, сказывается на политической активности граждан.

Во-вторых, на политическую активность сказалась более жесткая политическая конкуренция. Выборы снова становятся интересными.

Означает ли все это, что избиратели будут более требовательны к выполнению обязательств, данных партиями и их представителями, — сказать трудно. Для общества как важные политические фигуры пока существуют только президент, премьер и губернатор. А законодательная власть не воспринимается как серьёзная власть, определяющая жизнь. Поэтому, зачем спрашивать с тех, кто ничего, по мнению людей, не может? Спрашивать будут тогда, когда законодательная власть утвердит свой авторитет и станет восприниматься как власть полноправная, а не власть в кавычках.

Произойдет ли это в ближайшее время? Я в этом сомневаюсь. Хотя, если в парламенте будет более сбалансированная конфигурация сил, то тогда можно рассчитывать на то, что парламент будет превращаться в место для дискуссий и место, где разрабатываются решения.