Ливийская рулетка: страны мира спешат сделать правильные ставки

Сегодня ливийские власти в Триполи заявили, что контролируют нефтяные порты страны, и призвали к возобновлению добычи и отгрузки сырья. Проблема в том, что вся приходящая из Ливии информация не объясняет до конца истинное положение вещей. Ясно только, что никакое внешнее вмешательство, как это уже было с Афганистаном и Ираком, не решит проблемы этой страны. И время работает против ливийских повстанцев.

Что же все-таки происходит в Ливии? Ответа на этот вопрос сегодня нет, так же как его не было почти месяц назад, тогда, когда там все только начиналось. Разговоры о том, что события в Ливии — следствие какого-то заговора, такой же блеф, как и домыслы о подготовленных восстаниях в Тунисе и Египте. Все это запоздалая попытка скрыть факт утраты контроля над регионом. В итоге события, неизбежность которых ученые предсказывали давно, стали полнейшей неожиданностью для ключевых мировых игроков.

Еще в 80-х властям многих арабских государств удалось существенно сократить детскую смертность. Однако, никто из тех, кто все эти годы продолжал удерживать власть, не могли представить себе, что тогда, 20 с лишним лет назад, они своими руками копали себе могилу.

То, что происходит сейчас в мире, больше напоминает казино, чем политику. Утратив контроль за ситуацией и видя, с какой скоростью раскручивается волчок ливийской рулетки, все силятся успеть сделать правильные ставки. А они высоки — нефть, геостратегическое положение и огромный рынок вооружений. Здесь каждый играет за себя, самостоятельно взвешивая риски и возможный выигрыш.

В этом году Ливия планировала начать масштабное переоснащение своих вооруженных сил. Суммы контрактов исчислялись миллиардами долларов. Кадафи — убийца! Он использует армию для убийств своих же мирных граждан. С первого же дня беспорядков именно эта мысль — главный вывод из всех новостей, транслируемых из региона. Результат — эмбарго ООН на поставку оружия в Ливию. Россия, которая должна была стать главным поставщиком современного оружия Кадафи, подписавшись под санкциями, отказывается от своих намерений.

Россия делает шаг в сторону, предусмотрительно заняв выжидательную позицию. Ведь до сегодняшнего дня никаких доказательств зверств режима Кадафи нет. С одной стороны, Москва не устраняется от процесса, с другой — четко проводит черту, за которую не готова переступить. Военное вмешательство недопустимо.

Франция не исключает возможности нанесения точечных ударов по территории, контролируемой Каддафи. В отличие от России, крупные военные контракты с ливийским режимом, на которые рассчитывала Франция, не состоялись. В сложившейся ситуации, Николя Саркози, чье правительство в последнее время допускало в регионе сплошные промахи, решился сделать ставку.

«Важно помнить, что с 2004 года основная идея заключалась в том, чтобы позволить Каддафи вернуться на международную политическую арену, а взамен получить доступ на атомный и оружейный рынок Ливии. Но этого не произошло, — говорит французский политолог Жан Ив Муасеран. — Франция была вынуждена признать свое поражение, однако восприняла это как предательство. Второй момент состоит в том, что мы допустили ряд промахов во время арабских восстаний, а это шанс взять Ливию в свои руки».

Саркози принял приехавших в Париж эмиссаров повстанцев и заявил о признании наскоро созданного ими так называемого Переходного Национального Совета легитимным правительством Ливии.

Государства могут признавать другие государства, а не альтернативные правительства или группы. В пятницу на встрече министров иностранных дел стран Евросоюза, ставку сделанную Саркози, сочли его личным делом. При этом не только в Евросоюзе, но и в НАТО не могут определиться с тем, что же все-таки делать. Вопрос о закрытии воздушного пространства над Ливией так и остался открытым.

В четверг на встрече представителей американской разведки с сенаторами, стало очевидно, что единодушия по вопросу о действиях в Ливии нет и в Вашингтоне. Американское нефтяное лобби, так и не дождавшись от Каддафи приватизации ливийской нефтянки, жаждет крови. Однако администрация Белого Дома явно не спешит ввязываться в новую войну. Попытка же закрыть ливийское небо, по мнению генералов, будет равносильна ее объявлению.

Директор Национального разведывательного бюро США Джеймс Клэппер считает, что Каддафи готов к долгому противостоянию. «Вопреки информации, распространяемой прессой, я не думаю, что он когда либо уйдет добровольно. Исходя из имеющихся у нас данных, которые мы обсудим на закрытом заседании, он надежно окопался и готов сражаться», — добавил он.

Тем временем войска, верные Каддафи, успешно развивают наступление в районах, считавшихся надежно контролируемыми повстанцами. И, судя по всему, авиация при этом не играет решающей роли. Те, уже кто поспешил сделать ставку, торопят с принятием решений. Вчера на экстренном совещании Лиги арабских государств в Каире было принято обращение к Совбезу ООН с просьбой закрыть небо над Ливией, но с одной оговоркой — иностранная интервенция в Ливию недопустима. В ближайшие дни игрокам предстоит решить как, чем и ради чего они готовы рискнуть.

В марте 1999 года в сходной ситуации бомбы НАТО, упавшие на Югославию, в конечном счете не оставили камня на камне от принципа нерушимости государственных границ. В марте 2011-го под бомбами может оказаться еще один доселе незыблемый принцип: право государственной власти противостоять вооруженному мятежу.