Каковы истинные цели визита вице-президента США в Россию

На минувшей неделе Москву с официальным визитом посетил вице-президент США Джозеф Байден. В ходе визита он встретился с Президентом России Дмитрием Медведевым, председателем правительства Владимиром Путиным и представителями либеральной оппозиции. В «блогосфере» и СМИ до сих пор активно обсуждается это «событие», а эксперты спорят о значении и результатах прошедших переговоров.

Переговоры американского вице-президента с российскими лидерами, как отмечают аналитики, были неконкретными и бессодержательными. Актуальные проблемы и назревшие вопросы российско-американских отношений затронуты не были. Не обсуждался демарш США по «курильскому вопросу», не обсуждалась (по крайней мере в открытой части переговоров) ситуация в Ливии.

На встрече Байдена с Д.Медведевым, в частности, обсуждался вопрос об отмене поправки Джексона-Вэника, а Владимир Путин предложил сделать «исторический шаг» и ввести безвизовый режим между Россией и США. Но Байден в ответ на пространные речи российских лидеров ограничивался краткими абстрактными формулировками: «мы решительно поддерживаем отмену поправки Джексона–Вэника», «хорошая идея» (о предложении Путина с отменой виз) и т.д.

На сайтах Президента и правительства не опубликовано никаких официальных документов и сообщений, указывающих на какие-либо договоренности сторон. При этом визит Байдена в Россию преподносится СМИ как некое выдающееся событие, а его переговоры с российскими властями и оппозицией — как в высшей степени значимое (очевидно, для самих США).

Между тем, следует напомнить, что накануне приезда Байдена в прессе циркулирулировали различные слухи об определении следующего российского Президента с учетом «реакции внешнеполитических партнеров России» и грядущем «устранении Путина под давлением Байдена». При этом цель визита последнего в Москву преподносилась чуть ли не как «трудоустройство» Путина (имеется ввиду «появившаяся информация» о том, что Путину могут предложить пост главы Международного олимпийского комитета, чтобы он отказался от возможного выдвижения своей кандидатуры на пост Президента России на выборах 2012 года).

Несмотря на кажущуюся абсурдность подобных версий, сам факт их активного обсуждения в прессе весьма показателен.

Показательно и то, что Байден, встретившись с представителями либеральной оппозиции, учитывая только что прошедшие «конструктивные» переговоры с Путиным и Медведевым, повел себя весьма двулично, если это слово вообще применимо к представителю американской политической элиты, известной своими «двойными стандартами». Даже либеральные СМИ, комментируя итоги визита Байдена в Москву, отмечают резкий контраст между его речью в МГУ и тем, что он говорил на встречах с первым лицами российского государства.

Так, если на переговорах с Путиным Байден говорил, что «американский бизнес стремится работать в России», потому что «в России существует большой рынок», то на встрече с оппозицией в МГУ он заявил, что «бизнес-климат и состояние судебной системы в РФ являются очень серьезным препятствием для прихода в страну большего числа американских бизнес-компаний». Также Байден не преминул заступиться за «бедного олигарха» Ходорковского, говоря о «нарушении судебных законов в РФ».

На встрече с Байденом присутствовали такие американские лакеи, как Борис Немцов, Владимир Рыжков, Леонид Гозман и Гарри Каспаров (те, кто, по сказанным недавно словам Путина, «всю Россию распродадут»). Как рассказал «Ведомостям» Леонид Гозман, на встрече с оппозицией Байден признался в том, что, как ранее экс-президент Джордж Буш, «он заглянул в глаза Путину, но, в отличие от Буша, не увидел там души».

Даже сподвижник Немцова и Каспарова Эдуард Лимонов заявил, что «политики, столь близко подбирающиеся к американской администрации (Рыжков сказал, что находился на расстоянии метра) традиционно имеют проблемы с нашим народом». «Потому что народу не нравится такое поведение русских политиков, — объяснил Лимонов. — А уж в период выборов подобная встреча была бы роковой. Мы ведь независимая нация. Аппелировать к дяде Сэму Байдену стыдно и не по-взрослому».

Можно сколь угодно обличать деятелей «пятой колонны», апеллирующих к Дяде Сэму, и желающих «распродать Россию». Но, очевидно, сами российские власти ведут себя «не по-взрослому», выстраивая отношения с США не в качестве представителей «великой державы» и даже не в качестве «равноправных партнеров», а как зависимые вассалы, по мере надобности становящиеся в позу «чего изволите». Ярким свидетельством этого стало поведение Москвы, поддержавшей пролоббированные США санкции ООН против Ливии, что уже вызвало нелицеприятные характеристики российских властей и обвинения в «козыревщине».

Поэтому дискуссия, возникшая вокруг визита Джозефа Байдена в Москву, очень показательна и может служить наглядной иллюстрацией зависимости российских властей от своих «внешнеполитических партнеров».

Визит Джозефа Байдена в Россию в интервью «Русской народной линии» прокомментировал ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, доцент факультета международных отношений СПбГУ, кандидат исторических наук Александр Сотниченко:

По всему видно, что беседа Байдена с нашими властями носила «светский характер» и никаких серьезных решений не принималось, хотя нельзя исключать каких-то серьезных переговоров «за кулисами». Это связано, прежде всего, со статусом американского вице-президента. Эта фигура в американском государстве, конечно, очень высокая, однако его полномочия достаточно ограничены, на что, кстати, намекнул сам Байден на встрече с Путиным, сказав, что «существует большая разница между президентом и вице-президентом». Статус его можно сравнить с постом президента в таких странах как, например, Германия или Турция. Пост солидный, а полномочий достаточно мало. Как правило, эти деятели ездят по разным странам с целью «наведения мостов» с политическими элитами и «прощупывания почвы» на предмет политических настроений в обществе и «верхах».

Мне кажется, что Джозеф Байден приехал именно «с разведкой», что этот визит и был «прощупыванием почвы» перед какими-то серьезными событиями, которые, возможно, нас ждут. Неизвестно, о чем еще говорили стороны, но мне кажется, что ливийская тема все-таки обсуждалась. Вся мировая общественность сегодня привязана к этому региону, и вполне возможно, что Байден приехал, в частности, с намерением узнать о реакции российских властей на поведение западного сообщества и возможное вторжение НАТО в Ливию. Вероятно, имело место и «прощупывание почвы» на предмет будущих выборов в России, как парламентских, так и президентских.

Причины бурной реакции на визит Байдена в политических кругах и восторгов, которые испытывает наша пресса, лежат в прозападной ориентации нашей политической элиты и СМИ. Для них визит любого крупного западного лица в Россию – великое событие.

Сложно говорить о продуктивности или непродуктивности подобных визитов и переговоров. Мы знаем, что никаких официальных документов подписано не было и конкретных договоренностей не достигнуто. В принципе, повторяю, этого и не могло быть, учитывая политический статус Байдена. Но назвать этот визит пустым и бессмысленным, как это делают некоторые аналитики, конечно, будет неверным. Это официальный визит на высшем уровне, а не частная туристическая поездка. Просто так такие вещи в большой политике не делаются. Думаю, что о результатах этого визита мы узнаем потом.