Байден в Молдавии: вице-президент переполошил Москву

Небольшое постсоветское государство, Молдавия, еще ни разу не было удостоено визитом американского президента – ну или хотя бы вице-президента, — и прибытию сюда в пятницу Джо Байдена (Joe Biden) предшествовала суматоха, выходящая за обычные рамки. Всем, живущим на расстоянии оружейного выстрела от маршрута следования Байдена по столице Молдавии, Кишиневу, было приказано спрятать оружие. Крышки люков были запаяны, чтобы из канализационных труб уж точно не могли неожиданно выскочить никакие плохие парни. Добровольцам раздали американские флажки, а перед речью Байдена в центральном Театральном сквере было организовано выступление рок-группы. Впрочем, официальные лица из Москвы, наблюдающие за ходом этого визита, подобный восторг не разделяли. Для них все это выглядело до боли знакомым, словно возвращение в эпоху президента Джорджа Буша.

А в эпоху Буша ничто не могло разозлить Кремль сильнее, чем так называемые «цветные революции», в ходе которых за три года были свергнуты три правительственных режима, лояльных по отношению к Москве: в Грузии в 2003 году, на Украине в 2004 году и в Киргизии в 2005. Каждое из этих восстаний получало активную поддержку со стороны Америки, и высокопоставленные чиновники из Белого дома Буша (а в случае Грузии так и сам Буш) всегда были тут как тут со своими обещаниями партнерства в построении новой демократии в тылу у России. Когда в кабинет президента пришел Барак Обама со своей новой политикой «перезагрузки» в отношениях США с Россией, изменение именно этой американской манеры в России ожидали в первую очередь.

Но затем в 2009 году произошел переворот в Молдавии – первый из ряда так называемых «Твиттер-революций». Десятки тысяч людей объединились тем летом в Кишиневе против пророссийской коммунистической партии, которой пришлось вскоре уступить власть новой правящей коалиции: Альянсу за Европейскую интеграцию (AEI).

Поддержка, которую оказал на этот раз мятежу Вашингтон, и близко не была столь мощной, как прежде; однако во время визита Байдена в Кишинев в прошлую пятницу вице-президент, по существу, прямо уточнил, что Молдавия следует блестящему примеру Грузии и Украины. «Америка будет с вами на этом пути, в который вы пустились по очевидной причине, — заявил Байден перед многотысячной толпой, собравшейся в сквере перед Театром оперы. – Успех Молдавии станет благом для всего этого региона; он станет благом для Европы; и он станет благом для Соединенных Штатов Америки».

Однако вовсе не обязательно это будет благом для России. Молдавский мятеж с точки зрения Москвы выглядит как еще одна попытка Запада стянуть бывшее советское государство с политической орбиты России. На этот раз – особенно досадная, поскольку в Молдавии все еще располагается российский воинский контингент, равно как и значительный арсенал вооружений советской эпохи, охраняемый российскими войсками.

«Таким образом, понятно, что американская глобальная стратегия осталась при Обаме все той же», — говорит Константин Косачев, председатель комитета Госдумы по международным делам. «[США] по-прежнему повсюду имеют свои интересы, и чтобы обезопасить эти интересы, считают должным повсюду принимать участие в происходящем, — заявил Косачов представителю TIME. – В этом смысле ничего особенно не изменилось со времени эпохи Буша, и даже, если на то пошло, Рейгана, или Трумэна».

Однако нынешняя ситуация имеет, по меньшей мере, косметические различия, благодаря тому факту, что Байден на прошлой неделе первый визит нанес в Москву, прежде чем направиться в Молдавию, и во время своих встреч с российскими лидерами постарался задобрить их. «В течение всей моей карьеры, когда я садился за стол переговоров с российским лидером, я общался с самым влиятельным человеком, или одним из самых влиятельных людей в мире, и так же мы и теперь думаем о вас», — сказал он 9 марта президенту Дмитрию Медведеву. На следующий день он заявил премьер-министру Владимиру Путину: «Когда проблема возникает у какой-либо другой страны в мире, обращаются либо к Москве, либо к Вашингтону, — никто не отправляется в другие столицы».

И это, возможно, справедливо. Однако в пятницу премьер-министр Молдавии, Владимир Филат, ясно дал понять, что когда дело доходит до крупнейшей проблемы его страны – замороженного конфликта в сепаратистском районе Приднестровья, где все еще расквартировано 1500 российских войск – он расположен обратиться именно к Вашингтону. «Мы действительно нуждаемся в поддержке Соединенных Штатов Америки в вопросе урегулирования конфликта в Приднестровье», — заявил он Байдену, который во время выступления в Театральном сквере благосклонно согласился оказать эту помощь. «В Приднестровье Америка поддержала и будет продолжать поддерживать достижение компромиссного решения – но не любого, а такого решения, которое сохранит суверенитет и территориальную целостность Молдавии в пределах ее границ, признаваемых международным сообществом».

В действительности это означало бы, что российские войска, поддерживающие сепаратистский режим в Приднестровье, должны отправиться восвояси, а территория – то, что пылкому российскому национализму удалось урвать в Молдавии в свою пользу– пришлось бы вернуть новому прозападному кишиневскому правительству. Это не то, на что Москва могла бы с легкостью пойти, особенно если Соединенные Штаты оказываются слишком уж к этому причастны, говорит Мэтью Роджански (Matthew Rojansky), заместитель директора программы «Россия-Евразия» в Фонде Карнеги в Вашингтоне. «Если Байден будет слишком сильно давить, заявляя, что Америка берет маленькую Молдавию под свое крыло… он в конечном счете развяжет руки нехорошим силам с российской стороны».

В некотором отношении речь Байдена (вторящая зажигательному напутствию Буша Грузии в 2005 году), видимо, действительно подразумевает, что Молдавия может стать новым проектом-забавой для Америки. Особенно когда он заявил: «Я обещаю вам, что Америка будет вашим партнером». Однако многие обозреватели полагают, что предварительные любезности в адрес российского руководства предотвратят перерастание его поездки в Молдавию в начало конфронтации. «Для россиян это, вероятно, самое важное: чтобы к ним относились серьезно, чтобы спрашивали их разрешения на действия в пределах сферы их влияния, чтобы Америка обращалась с ними как с равными, — заявил Александр Рар (Alexander Rahr), глава программы «Россия — Евразия» в Германском совете по внешней политике. – Подобные фразы дают Байдену возможность многое себе позволить как в России, так и в постсоветском пространстве».

Косачев, депутат Госдумы, нехотя соглашается с этим. Администрация Буша, по его словам, преследовала свои интересы в ближайшем зарубежье России «нагло и плевать, что там кто-нибудь может подумать», тогда как команда Обамы старается действовать «деликатно и без напыщенности». Поэтому очень маловероятно, продолжает он, что Молдавия как-то помешает перезагрузке, отчасти потому, что поддержка Приднестровья доставляет России, в общем, слишком много хлопот, не оправдывая себя – «это как нести чемодан без ручки». Однако Москва по-прежнему предпочла бы, чтобы Соединенные Штаты Америки держались в стороне, добавляет Косачев. «Мы способны разобраться с этим и без американцев». Сейчас вопрос состоит в том, удовлетворится ли Вашингтон на этот раз позицией стороннего наблюдателя. После визита Байдена это кажется маловероятным.