Слухи об угрозах ТС оказались преувеличенными

Если верить некоторым казахстанским СМИ, апокалипсис уже наступил. И наступил он с вхождением Казахстана в Таможенный союз. Тут тебе и угроза потери суверенитета, и разливающиеся потоки контрабанды, и галопирующие цены на продукты питания — все в одном флаконе. Обрисовываются и нагнетаются с газетных страниц любые непроверенные сплетни, страхи и фобии.

Словом, как говорит в «Бриллиантовой руке» киногерой Папанова: «Шеф, все пропало». А вместе с тем, если полагаться на мнение подобных журналистов, экспертов и политологов, то надо бояться любого объединения, опасаться любых разумных инициатив. По крайней мере, я ни разу не слышал, чтобы хотя бы малейшая нотка одобрения в адрес правительства прозвучала с полос таких тиражных казахстанских изданий, как «Жас Алаш», «Республика», «Дат», «Свобода слова». Исходя из столь ущербной логики, лучшее, что могут сделать казахстанские власти, — это ничего не делать. Поскольку любое их действие тут же встретит противодействие, любой их разумный шаг тут же будет подвержен хуле со стороны подобных господ-аналитиков. Впрочем, и ничего не делать — тоже не выход. Тогда эти же политологи и журналисты будут с превеликим удовольствием критиковать власти за бездействие. Хотя, с другой стороны, от оппозиции, курирующей подобные издания, ничего другого и ожидать не следует. На то она и оппозиция. Оппозиционеры по-своему ведут себя разумно. И главным критерием в этой политической борьбе может служить лишь конечный результат.

Докажет Таможенный союз свою состоятельность, даст возможность гражданам Казахстана, России и Белоруссии улучшить свое материальное благосостояние, предоставит дополнительные рычаги для укрепления экономик трех стран — и тогда оппозиция проиграет с треском не только очередные выборы, но и потеряет доверие своих избирателей. Что стоит значительно дороже. В противном же случае все произойдет с точностью до наоборот. Итак, ставки в игре сделаны, Таможенный союз работает. Отступать назад уже некуда. Что же дальше? Зачем вам, поручик, чужая земля?

Начнем с ответа на главный вопрос: существует ли сегодня (с созданием ТС) со стороны России реальная угроза суверенитету Казахстана? Чем нас чаще всего пугают некоторые издания. И вот что мы видим. С обретением независимости руководство республики делает все, от него зависящее, для укрепления своих вооруженных сил. На эти цели ежегодно из республиканского бюджета выделяется более одного миллиарда долларов. По оснащению новыми вооружениями и уровню подготовки войск армия Казахстана выходит уверенно на первое место в Центрально-Азиатском регионе. Вместе с тем абсолютно ясно, что такие современные воинские формирования создаются вовсе не для того, чтобы сдаваться без боя. И хотя сама постановка вопроса (лишится ли Казахстан суверенитета с вхождением в Таможенный союз) выглядит абсолютно некорректной (с учетом наших давних дружественных связей с той же Россией), но все же попытаемся найти на него ответ. Можно вспомнить недавние события в Киргизии, когда, несмотря на все призывы и мольбы тогдашнего киргизского руководства, Москва так и не стала спешить с оказанием военной помощи правительству Розы Отунбаевой. Россия не торопилась с военным вторжением в Киргизию и тем самым не только избежала имиджевых потерь от такого бездумного, скоропалительного вмешательства, не только уберегла жизни своих солдат, но и не дала полыхающему пожару киргизского конфликта разгореться с новой силой. Не дала Кыргызстану превратиться в новый Афганистан у себя под боком. Руководство Российской Федерации в данном случае приняло мудрое решение, не поддавшись дьявольскому соблазну. Собственная территориальная целостность оказалась на этот раз для Кремля куда важнее идеи сколачивания новой империи.

И на то есть существенные причины, если принять во внимание, что ежегодная убыль населения в этой стране по причине превышения смертности над рождаемостью приближается к пятистам тысячам человек. Это уже не говоря о покидающих Российскую Федерацию гражданах, переезжающих на постоянное место жительства в Европу и США. Вместе с тем, по сообщениям зарубежных СМИ, сегодня вся Восточная Сибирь и весь Дальний Восток России представляют собой один большой, необжитой край, каким он был и триста лет назад. Нехватка населения и отсутствие продуманной государственной политики по освоению этой необъятной территории ведут к тому, что русские, чьи отцы и деды когда-то под дулами ружей и автоматов осваивали сибирские земли, сегодня бросают эти холодные, негостеприимные просторы, перебираясь на место жительства в более теплые, центральные регионы России. Неспокойно и на Северном Кавказе, где Россия проигрывает свою контртеррористическую войну. Так, по информации советника председателя Конституционного суда Российской Федерации Владимира Овчинского, только за 2010 год на Северном Кавказе было совершено 900 террористических актов, восемнадцать шахидов подорвали себя. Тогда как в предыдущие годы количество терактов не превышало двух-трех. При том, что в некоторых северокавказских республиках, той же Чечне, Ингушетии, Дагестане, практически не осталось русского населения.

Сегодня республики Северного Кавказа удается удерживать в составе Российской Федерации только за счет больших федеральных вливаний из российской казны, достигающих более одного триллиона рублей. Причем, чем больше вливается федеральных средств в бюджеты северокавказских республик, тем больше их разворовывается по дороге. И следовательно, тем большее число терактов, профинансированных на эти средства, осуществляется в самой Российской Федерации. Поэтому полагать, что, находясь в столь сложной ситуации, Кремль еще может позариться на суверенитет и независимость Акорды — значит ничего не смыслить в реальной политике. Казахи русским сегодня нужны в качестве верных союзников и уж никак не в качестве новых злейших врагов, которых у России и без того в достатке. Об инфляции, сельском фермере Мамаше и его жене Айжан…

В некоторых СМИ также заявляется, что одним из побочных эффектов создания Таможенного союза стал рост инфляции в республике, где цены на продукты питания только в этом году достигли заоблачных высот. И с этим утверждением трудно не согласиться, если та же картошка у нас в цене подскочила до ста пятидесяти тенге за килограмм. Картина абсолютно реальная — российские предприниматели, что получили сегодня свободный доступ на казахстанский рынок, скупают «безо всякого зазрения совести» казахстанские продукты и вывозят их к себе в Россию. Факт, что называется, налицо… И вот здесь я бы хотел рассказать одну историю. Владелец небольшого крестьянского хозяйства Мамаш со своей женой Айжан проживают в ауле Шолпан Уржарского района Восточно-Казахстанской области. У себя на поле они выращивают семечки подсолнечника, картофель, дыни и арбузы. Раньше у Мамаша и Айжан существовали проблемы со сбытом готовой продукции. Бывали годы, когда те же арбузы некуда было девать, потому что рынок в республике маленький. Арбузы отдавали порой за совершенную мелочь, за бесценок, еле сводя концы с концами, пишет ИА Казах-Зерно. Однако с открытием границ между Россией и Казахстаном дела у Мамаша и Айжан пошли в гору. В прошлом году российские предприниматели скупили у них по хорошей цене прямо с поля больше шестидесяти тонн одних только арбузов. Продали наши фермеры и картофель, и семечки.

Что позволило им приобрести за двести сорок тысяч тенге автомобиль «Жигули» четвертой модели, пусть и не с завода, но в довольно приличном состоянии. А уже в новом, 2011, году Мамаш с Айжан хотят увеличить площади под засев, мечтая, если будет урожай, прикупить недостающие запчасти для своего старенького трактора «Беларусь». Так Таможенный союз сказался на судьбе одной-единственной казахстанской семьи. А сколько еще таких семей радуется сегодня удачно проданному осеннему урожаю? И это как раз тот случай, когда открывающийся рынок России предоставляет новые возможности казахстанским предпринимателям и фермерам. При том, что сегодня субсидии от государства для казахстанских сельхозпроизводителей не превышают двадцати долларов за один гектар пашни. В то время как в той же союзной нам Белоруссии этот показатель (прямой государственной поддержки крестьян) равен двумстам долларам за гектар. Как говорится, почувствуйте разницу. Кто оказался в проигрыше?

Казахи данную притчу приписывают Чингисхану. Говорят, именно он, чтобы показать вождям древних тюркских племен выгоды объединения, сломал на их глазах одно древко стрелы. Два древка он смог сломать только через колено. А три стрелы в связке уже никак не ломались. Но зато били метко в цель. И то же самое можно сказать о Таможенном союзе. Каждое наше государство способно выжить поодиночке (что они и демонстрировали в последние двадцать лет), однако вместе, действуя скоординированно, можно добиться больших успехов в экономике. Как говорят в народе, гуртом и батьку бить легче. Что и показал наглядно первый год работы Таможенного союза. За этот непродолжительный период времени товарооборот между Казахстаном и Россией вырос на 38 процентов. К тому же единая согласованная экономическая политика со стороны стран Таможенного союза предоставляет трем республикам дополнительные возможности в отстаивании своих позиций в переговорах со своими европейскими и азиатскими партнерами. Что тоже можно отнести к плюсу. Ну а поскольку Таможенный союз — крупномасштабный социально-экономический проект, то понятно, что он сказался напрямую на распределении денежных потоков в Казахстане, России и Белоруссии. Выиграли от ТС прежде всего предприниматели и производители, для которых открылся огромный рынок. Но вместе с тем проиграли таможенники, которые прежде несли службу на границе трех стран, лишившиеся своих доходных рабочих мест. Огромные невосполнимые денежные потери понесли и чиновники, выдававшие квоты и лицензии на вывоз товаров и заодно обеспечивавшие «крышей» нужных им людей — контрабандистов. И наконец, проиграли поставщики контрафактной продукции, вынужденные отныне на равных соперничать с честными предпринимателями. С открытием Таможенного союза для всех этих групп людей обрушился целый мир, в котором они привыкли безбедно существовать, намазывая на хлеб с маслом черную икру. Поэтому в границах трех союзных государств складывается реальное лобби, готовое торпедировать саму идею Таможенного союза. И это тоже вполне объяснимый, закономерный процесс, лишний раз доказывающий прописную истину — никогда новое, идущее на смену старому, не одерживает победы без ожесточенного сопротивления. А значит, война старого с приходящим ему на смену новым неизбежна. И приемы в этой войне могут быть самыми разнообразными. Что сказал российский спецпредставитель?

В качестве одного из образчиков в такой развязанной информационной войне хочу привести статью британского журналиста Ричарда Оранджа из издания Daily Telegraph с необычно длинным заголовком «Россия опасается, что Казахстан, как аванпост Таможенного союза, является раем для контрабандистов» (11.02.2011), перепечатанную во многих российских и казахстанских СМИ. Где, в частности, утверждается: «Согласно таможенной статистике Казахстана, в 2007 году из Китая на территорию Казахстана через Хоргос прошло 3 тысячи грузовиков. По оценкам же китайских таможенных властей, это число составило 36 тысяч». И далее в статье говорится: «Министерство индустрии и торговли Казахстана надеется использовать ТС для форсирования развития производственного сектора страны, создав в Хоргосе специальную экономическую зону площадью в 6 тыс. гектаров. Идея состоит в том, чтобы международные компании открывали здесь фабрики, привлеченные перспективой производства в Казахстане товаров с беспошлинным доступом на рынки РФ и Беларуси». То есть фактически, если верить Р. Оранджу, вся политика Казахстана в рамках Таможенного союза сводится к наводнению России и Белоруссии потоком китайской контрабанды. Для чего и строится сегодня Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) на границе между Китаем и Казахстаном, который Орандж то ли по ошибке, то ли сознательно путает со свободной экономической зоной. Да приплюсуйте сюда еще тридцать три тысячи грузовых фур, ежегодно проскакивающих, по словам британского журналиста, контрабандно через Хоргос. Действительно, есть от чего хвататься за голову белорусам и россиянам. Если б только это все было правдой. И здесь я вовсе не пытаюсь задаться вопросом: с какой это стати вдруг британцы озаботились защитой российских интересов? Хотя сам по себе вопрос, конечно, интересный. Я лишь хочу понять, насколько статья Ричарда Оранджа соответствует истинному положению вещей, складывающемуся сегодня в рамках Таможенного союза? Так, по словам заместителя руководителя департамента таможенного контроля по Алматинской области подполковника Александра Малянова, он не знает, откуда британский журналист взял эти цифры в три тысячи и тридцать шесть тысяч грузовиков, якобы зарегистрированных в 2007 году таможенными службами Казахстана и Китая. На самом деле в 2007 году, согласно данным казахстанской стороны, через таможенный пост «Хоргос» в Казахстан проследовало двадцать пять тысяч грузовиков. Однако какие при этом цифры зафиксированы китайской стороной — неизвестно. Китайцы никому подобную информацию не выдают. Ни своим партнерам по ШОС — казахстанцам, ни тем более далеким британцам. Так что откуда британский журналист взял эти цифры — остается загадкой. Да и что касается создания свободной экономической зоны — и с этим тоже, по словам Александра Малянова, британский журналист «слегка промахнулся». Такой проект предполагался в свое время, но так и не был реализован. Свободная экономическая зона не создана.

А что до Международного центра приграничного сотрудничества, запуск которого планируется на 2018 год, то российская и белорусская сторона предположительно и сами примут участие в этом проекте. Опять-таки, не имеющем никакого отношения к контрабанде грузов. Проект этот абсолютно прозрачный, главная цель которого заключается в улучшении бизнес-климата для предпринимателей, доставляющих грузы из Китая. Не буду говорить еще о целом ряде неувязок, данных в статье Ричарда Оранджа, замечу только, что общий настрой статьи направлен на то, чтобы вбить клин в отношения между Россией и Белоруссией — с одной стороны и Казахстаном — с другой. Статья нацелена на то, чтобы вызвать недоверие между участниками Таможенного союза. И вот какое экспертное заключение дает по этому поводу Николай Евгеньевич Данилко, специальный представитель Федеральной таможенной службы России в Казахстане. «Я побывал на таможенном посту «Хоргос», — говорит он, — и заявляю, что факты, изложенные в статье Ричарда Оранджа не нашли своего подтверждения». То есть все оказалось неправдой, пусть и поданной в изящной упаковке. Что делать? Да, такие вот хитрые «игры» в последнее время затеваются вокруг идеи Таможенного союза. Когда под видом объективной информации нам подают нечто совсем другое… И здесь остается только подчеркнуть, что самым действенным оружием против таких домыслов может служить абсолютная прозрачность самого проекта. Когда на каждый вымысел дезинформаторов можно будет предоставить голый факт, экспертную оценку, цифры роста товарооборота между странами — участницами Таможенного союза. Поскольку правда всегда была наидейственнейшим оружием против коварной лжи. Хотя правда и не всем приятна.