Железная хватка Лукашенко

Когда демократические революции охватили бывшие советские республики восточной Европы в ранние 90-е, Беларусь упрямо пошла другим путем.

Во многих отношениях страна сымитировала советские государства центральной Азии, где местные решительные администраторы захватили власть и разрушили любое демократическое сопротивление, что бы создать жестокие полицейские государства, доминирующие со странными культами личности.

Сторонники Г-на Лукашенко заявляют, что он лишь ограждал Беларусь от ужасных экономических потрясений, через которые прошли ее соседи после распада Советского Союза: Украина и Молдова. Но цена за такую стабильность слишком дорого обошлась личной свободе — Беларусь видят как самого злостного нарушителя прав человека и наименее демократической страной из всех европейских государств.

С того времени как распался Советский Союз, Г-н Лукашенко поднялся от скромного солдата до директора совхоза, а потом и вовсе стал депутатом Верховного Совета Беларуси. Он завоевал популярность за последующие красноречивые речи о коррупции и, после независимости, был председателем в комитете, который обвинил 70 старших должностных лиц правительства, включая политического деятеля Станислава Шушкевича, в злоупотреблении своим служебным положением.

В 1994 он одержал первенство на президентских выборах и быстро приступил к обеспечению себе победы на всех дальнейших выборах. Два года спустя он протолкнул референдум, который быстро расширил границы его президентской власти, но который был осужден европейскими странами и Соединенными Штатами как шаг к легализированной диктатуре. С тех пор Г-н Лукашенко все еще пытается провести выборы, которые по международным стандартам считались бы справедливыми, но…

Прошлогодние президентские выборы были, по белорусским стандартам, шагом в правильном направлении с относительно свободной агитацией и рядом оппонентов, которым разрешили баллотироваться. Но жестокое преследование и массовые аресты, начавшиеся в течение нескольких часов после объявления результатов, лишь показали, на какое короткое расстояние продвинулся прогресс Беларуси.

В ответ Европа в значительной степени ограничила открытие виз Г-ну Лукашенко и другим лидерам режима. Финансовые стимулы также были обеспечены для проведение более открытых выборов. Но, очевидно, правительство Беларуси было счастливо отказаться от инвестиционных поощрений от ЕС в пользу укрепления поддержки внутри страны, что бы, как оказалось, сломить внутреннее сопротивление.