Клад наличности позволит Каддафи расширить борьбу с повстанцами

У ливийского лидера, полковника Муамара Каддафи, есть «десятки миллиардов» наличных средств, спрятанных в Триполи, которые позволят ему продлить свою битву против мятежных сил несмотря на замораживание множества ливийских государственных активов, сообщают представители американской и иных разведок.

В демонстрации, устроенной правительством, примерно двести сторонников полковника Каддафи праздновали восстановление контроля над городом Эз-Завия в среду.

Полковник Каддафи контролирует большие запасы наличности, которые хранились в Центробанке Ливии и в других банках в ливийской столице в последние годы, говорят официальные лица.

С тех пор, как пошли протесты и начались сражения, часть средств была, возможно, переправлена на укрепленную базу Каддафи в Триполи под названием Баб-аль-Азизия, сообщил человек, имеющий связи с ливийским правительством. В то время как представители американской разведки говорят, что не могут подтвердить факт подобного перемещения, один из официальных представителей заявил, что у полковника Каддафи, вероятно, «есть доступ к десяткам миллиардов в виде наличности внутри Ливии». Деньги — в ливийских динарах, американских долларах, и, возможно, других валютах — позволяют полковнику Каддафи платить своим войскам, африканским наемникам, а также покупать политическую поддержку в ходе борьбы с восстанием, говорят на условиях анонимности представители разведки.

Огромные запасы наличности как минимум временно нивелировали эффект экономических санкций, наложенных на полковника Каддафи и его правительство. Вероятность того, что он может сопротивляться мятежникам в своей стране в течение достаточно долгого времени, может стать причиной усиления давления на администрацию Обамы и на европейских лидеров, которые рассчитывали на то, что ливийского лидера быстро отрешат от власти.

Команда Обамы по национальной безопасности встречалась в Белом доме в среду, чтобы обсудить, как добиться свержения ливийского лидера, включая возможный вариант установления режима бесполетной зоны, но не приняли никаких решений, как сообщил пресс-секретарь Белого дома Джей Карни.

Соединенные Штаты пока рассчитывали на воздействие мер финансового характера на режим Каддафи, заморозив примерно 32 миллиарда долларов ливийских активов, как сообщили официальные представители министерства финансов США. ООН и Европейский Союз ввели отдельные санкции и тоже заморозили активы. Но эти действия были ограничены теми фондами, которые находились в международной банковской системе, и бизнес-инвестициями за пределами Ливии. Внутри страны, как говорят представители разведки, полковник Каддафи скопил огромный фонд наличности «на черный день».

Кеннет Барден, юрист, который специализируется на вопросах финансирования на Ближнем Востоке и выступает советником и консультантом финансовых институтов по вопросам способов защиты от отмывания денег, заявил, что были признаки того, что полковник Каддафи перевел миллиарды долларов активов всего за несколько дней или недель до взрыва беспорядков в Триполи, предположительно именно для защиты накопленных богатств своей семьи от глобальных санкций.

«Суммы, которые хранятся и зарегистрированы на самого Каддафи, весьма незначительны, — говорит г-н Барден, — но при этом достаточно большие суммы фигурируют в связи с его членами семьи и близкими соратниками».

Но полковник Каддафи, возможно, начал копить ликвидные активы гораздо раньше, говорят в разведке. Он стал сохранять запасы наличности в Ливии после того, как Запад начал с 2004 года снимать экономические санкции, ранее наложенные на его режим, вслед за решением полковника отказаться от оружия массового поражения и сотрудничать с ООН в борьбе с Аль-Каидой. Это привело к притоку западных инвестиций в Ливию, в ливийскую нефтегазовую промышленность, а также к доступу на международные нефтяные и финансовые рынки.

Однако полковник Каддафи, предположительно, опасался того, что санкции в один прекрасный день могут быть наложены вновь, и начал тайно откладывать наличность в Триполи, которую не смогли бы забрать западные банки, по словам представителей разведки. Он использовал ливийский Центробанк, который контролирует, и частные банки в городе. Он также отдал приказ, чтобы многие правительственные транзакции, включая некоторые продажи нефти на международном спотовом рынке, производились за наличные. «Он научился хранить наличность рядом», — говорит человек, обладающий связями с официальными представителями режима Каддафи, который попросил не называть его имя из опасений преследования. Эти запасы оказываются еще более важными для полковника в связи с тем, что поступление доходов от экспорта нефти практически прекратилось.

В нынешней ситуации Ливия производит всего от 300 до 400 тысяч баррелей нефти в день, что значительно меньше, чем обычные цифры в районе 1,8 миллиона баррелей в сутки, которые добывала страна, говорит Холи Паттенден, глава отделения нефтегазовой аналитики в Business Monitor International в Лондоне.

Стоимость того, что добывается сейчас, оценивается в 30-40 миллионов долларов в день, но экспортные рынки теперь практически закрыты для Ливии, ибо международные банки отказываются обеспечивать аккредитивы для поставок нефтяных компаний, говорит Грег Приди, глобальный нефтяной аналитик в вашингтонской Eurasia Group. «Я не думаю, что они извлекают особо много дохода от экспортного рынка сейчас», — говорит г-н Приди. «Международные банковские структуры не хотят этим заниматься». Тем не менее, некоторые небольшие ливийские нефтеперерабатывающие комплексы еще работают, и по словам г-на Приди, перерабатывают нефть для внутреннего рынка, а также обеспечивают топливо для военных операций полковника Каддафи.

По мере того как остальные источники доходов пересыхают, ливийский лидер становится все больше зависим от своих запасов наличности, и предположительно тратит его, чтобы остаться у власти. Он платит наличные деньги своим политическим сторонникам в Триполи, чтобы обеспечить их лояльность, а также покупает услуги африканских наемников.

Человек, близкий к правительству, считает, что примерно от трех до четырех тысяч наемников из Мали, Нигера и мятежных группировок, действующих в суданском Дарфуре, движения «Справедливость и равенство», были наняты ливийскими властями, и получают как минимум тысячу долларов в день. Представители разведки Соединенных Штатов говорят, что не могут подтвердить ни количество, ни суммы выплат.

Представители разведки и другие эксперты отдают должное полковнику Каддафи, который сумел хорошо спрятать свои деньги, и говорят, что зачастую было сложно обнаружить разницу между активами ливийского правительства, включая его фонд национального благосостояния в 70 миллиардов долларов, и активами членов семьи Каддафи.

История финансовых сделок г-на Каддафи показывает, что у него имеются «тайные счета и неподотчетные суммы, которые весьма значительны в объемах, и достаточны для того, чтобы обеспечить ему безопасность даже в случае, если мир ополчится против него», — говорит Дэвид Ауфхаузер, высокопоставленный сотрудник министерства финансов при администрации Джорджа Буша.

В документах министерства юстиции было указано, что Ливия годами работала со швейцарскими банками для отмывания денег в международных банковских транзакциях, и «сотни» высокопоставленных ливийских функционеров могли тайно перемещать деньги.

Тим Ниблок, эксперт по Ливии и профессор Университета Эксетера в Британии, заявил, что он уверен, что полковник Каддафи прятал деньги еще в 1990-х годах. Он сказал, что это было частью усилий лидера Ливии, направленных на защиту своих денег как от международного сообщества, так и от внутренних врагов.

«Он всегда знал и знает, что может столкнуться с проблемами как извне, так и изнутри», — говорит профессор Ниблок. «Было бы довольно глупо с его стороны не копить в массовом порядке деньги на всякий случай, вот например такой как сейчас», — добавляет он.