Кокойты и Багапш. Застрявшие в прошлом

Прошло почти 20 лет после того, как Советский Союз окончательно перестал существовать. Перестал существовать не только как территориальное объединение, занимавшее одну шестую суши, но и как система ценностей. Правда не везде, процесс еще продолжается.

Если части бывших республик удалось добиться реальной независимости и ментального перелома своего населения в пользу свободы и демократии, большинство все же продолжает жить теми ценностями, в которых оно выросло, которым их обучали и наполняли их разум на протяжении многих десятилетий.

Россия — одна из стран, у которой система поведения и мышления не меняется независимо от времени, обстоятельств, состояния. Россия — имперское создание, она как большой пылесос, желающий всосать в себя как можно больше вокруг независимо от того, сможет ли «переварить». И Советский Союз — это лишь инструмент достижения имперских целей. Советский Союз — это то, о чем и сегодня мечтает большинство россиян, и ведь несмотря на олигократическую систему правления, сегодняшние жители этой необъятной страны недалеко ушли от тех лет, в которых им приходилось потом и кровью осваивать целину.

Процесс оккупации грузинских территорий, который осуществляет Россия в последние 20 лет, является продолжением этой имперской политики, насаждения тех старых ментальных ценностей, где человек был никем, хоть и провозглашалось обратное. Где право человека на жизнь, вероисповедание и свободу определялось постановлениями ЦК КПСС. Трудно представить, что Россия может дать оккупированным регионам какие-либо новые ценности кроме тех, что царят на ее территории. Да и опасно это с точки зрения контроля этих территорий.

В последние дни распространилась информация о том, что в Абхазии побывал популярный в 70-х годах прошлого века ансамбль Boney’M. Спустя некоторое время в Цхинвали побывала популярная в 80-х годах прошлого века итальянская группа Ricchi e Poveri. Вроде бы ничего особенного — кого смогли, тех и затащили на эти территории. Но не все так просто.

Издревле известно, что людям необходимы хлеб и зрелище. Если люди на оккупированных территориях более-менее хлебом обеспечены, то вот зрелищ они лишены. Поэтому прибытие к ним даже таких забытых всеми групп уже является большим событием. В то же время через культуру пропагандируются ценности. И тут мы подходим к самому главному — почему из под пыли достают популярные в совестское время ансамбли, а не привозят к ним новые, те которые в настоящее время находятся на вершинах музыкального олимпа.

Москва пытается продлить пребывание жителей оккупированных территорий в советской иллюзии. Насаждение там каких-либо принципов цивилизованного мира может быть чревато возникновением революционных настроений, желания уйти от сегодняшней убогой жизни, уйти от бедности и жалкого существования, жить «как живут нормальные люди».

Прав был в свое время Сэмьюэл Хаттингтон, говоривший о «столкновении цивилизаций». Именно этим обусловлен конфликт между Грузией и Россией. Спроецировав это на уровень внутригосударственных отношений, мы получим именно то, что мы наблюдаем сегодня по всему миру, в том числе на севере Африки и Ближнем Востоке. Все эти процессы вполне объясняются разницей между развитием общества и системы, в котором им приходится жить. Этим же можно объяснить Революцию роз в Грузии, когда развитие общества опережало развитие страны и народ уже не мог жить в прошлом. Правда, сегодня мы наблюдаем некоторую обратную картину — поезд развития страны уходит быстрее чем в него успевают сесть определенная часть общества, что так же чревато революцией, если этот разрыв увеличится до определенной точки Х.

Разница в развитии общества и государственной системы — это то, что создает революционный настрой среди населения. Поэтому Москве опасно навязывать своим марионеточным режимам и оккупированным обществам принципы цивилизованного будущего. Именно поэтому на всех территориях, где Москва имеет большое влияние, все еще сохраняется «совок». Именно поэтому достают из под большого слоя пыли забытые всеми ансамбли, чтобы из искры ностальгии по совку загорелось в жителях этих регионов пламя желания вернуться в СССР.

И ничего, что Эдуард Кокойты нашел много общего между итальянским и осетинским народом, итальянской и осетинской культурой. Ведь то же самое он заявлял в ходе своего визита в Никарагуа и Венесуэлу. Ничего, что Кокойты видит так много общего с теми, о которых знает понаслышке, а от общего с грузинами, с которыми эти же осетины прожили века, ничего общего они не находят. И ничего, что Кокойты вспоминал про совкового итальянского депутата Кьезу, и что награждал участников группы орденами «Дружбы народов», как и тех, кто провоцировал войну в августе 2008 года, и совсем ничего, что Кокойты выступал как клоун в роли конферансье — ему это привычно. Главное — не дать возможность своему народу увидеть другую цивилизацию, не дать возможность почувствовать себя человеком, а не частью стада, не дать избавиться от ностальгии по прошлому чтобы, не дай Бог, они не захотели пойти в будущее, ибо будущее — явно не с Россией.