Переговоры с Грузией по ВТО провалились

Режим Саакашвили в очередной раз воспрепятствовал планам российского руководства по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Прошедшие 9 марта в Берне (Швейцария) российско-грузинские переговоры на сей счет закончились фактически ничем.

О том, насколько вступление в ВТО реально отвечает интересам России, и так не один год идут большие споры. Уже ясно, что пострадавшими окажутся российское сельское хозяйство и большая часть промышленного производства, да и значительная часть простых граждан, которым тарифы на ЖКХ поднимут до общемировых расценок. Между тем, вступление России в ВТО в принципе одобрено уже руководством США и Евросоюза. Так что позиция Грузии – которая стала членом ВТО еще в 200 году — теперь остается чуть ли не единственным препятствием для российского руководства на пути в эту организацию.

Впрочем, на протяжении последнего года грузинская сторона неоднократно призывала Россию к возобновлению переговоров по вступлению в ВТО. Правда, грузинские официальные лица при этом всегда подчеркивали, что Грузия даст свое согласие только в обмен на «деоккупацию» Абхазии и Южной Осетии. Понятно, что для российских властей пойти на такую «деоккупацию», то есть попросту «сдать» Абхазию и Южную Осетию, означало бы дезавуировать своей единственный крупный военно-политический успех последних лет – победу в «пятидневной войне» 2008 года. Такое откровенное предательство могло бы вызвать волну негодования у населения, чье национальное достоинство и так подвергается все большим испытаниям. А на неспокойном Северном Кавказе такие действия были бы восприняты не только как предательство Абхазии и Южной Осетии, но и как демонстрация полной военно-политической слабости России – со всеми вытекающими последствиями.

Однако на нынешних переговорах Грузия, хоть и не стала впрямую поднимать вопрос о «деоккупации», потребовала от России «прозрачности пропускных пунктов на Псоу (Абхазия) и у Рокского тоннеля (Южная Осетия), и обеспечение доступа к ним грузинской таможенной службы».

Собственно, подобное требование грузины имели бы право выставить России, только если бы выиграли у нее войну. Фактически оно означает, что Грузии передаются под контроль погранично-таможенные пункты, связывающие Россию с признанными ей независимыми государствами – Абхазией и Южной Осетией. При этом грузины могли бы проверять, что везется из России в эти страны (то есть, даже контролировать обеспечение и снабжение наших войск) и что оттуда вывозится (после чего кричать на весь мир о разграблении грузинского национального достояния, к которому они относят даже абхазские мандарины). Любопытно, что с абхазскими и южноосетинскими властями, чьи границы они также брали бы под контроль, грузины даже не собирались обсуждать этот вопрос. Впрочем. понятно, что ни абхазы, ни осетины грузинских таможенников ни на Псоу, ни к Рокскому тоннелю не подпустили бы и за версту, даже если бы они приперлись бы (предположим такое) и с российской стороны.

Разумеется, такое наглое предложение российские представители в Берне категорически отклонили. Между тем, как раз прибывший в эти дни в Москву вице-президент США Джо Байден со своей стороны пообещал, что постарается как-то образумить грузин в их требованиях. Как сообщил 10 марта РИА «Новости» замглавы аппарата правительства РФ Юрий Ушаков, Джозеф Байден на встрече с премьер-министром России Владимиром Путиным заявил, что американцы не рекомендовали Тбилиси препятствовать России вступать в ВТО. Но, поскольку официально сами США Абхазию и Южную Осетию не признают, вслед за Тбилиси считая их «оккупированными территориями», американцы на Грузию надавить не могли, и, по словам Ушакова, «не было прямого обещания сделано» урегулировать с грузинами этот вопрос.

Хотя сопровождавший Байдена председатель совета директоров Американо-российского делового совета (АРДС), глава американского алюминиевого гиганта Alcoa Клаус Кляйнфелд буквально рассыпался в заверениях о нетерпении, с каким американские бизнес-магнаты ждут вступления России в ВТО. «Вступление (России) в ВТО — это самое важное для американских компаний, поскольку открывает перед ними дополнительные возможности», — цитирует заявление Кляйнфелда ПРАЙМ-ТАСС.

Кляйнфельд всячески подчеркивал, что администрация президента Барака Обамы также решительно поддерживает присоединение России к ВТО, о чем ясно заявил Байден вчера на встрече с американскими и российскими бизнесменами в инновационном центре «Сколково». Вообще глава АРДС уверен, что визит вице-президента США в Россию будет иметь очень важное значение для развития торгово-экономических отношений между двумя странами.

Однако грузины ухитрились испортить своим американским покровителям обедню. Хотя, как они сами считают, сделали России уступки. Как заявил заместитель главы МИД Грузии Серги Капанадзе, участвовавший в переговорах, «грузинская сторона по-прежнему настаивает на выполнении принципиальных требований, в частности на необходимости контроля официальным Тбилиси таможенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии, однако Россия против этого».

По утверждению Капанадзе, грузинская сторона в ходе переговоров в Берне предложила компромиссный вариант, согласившись на осуществление мониторинга на таких пунктах не представителями Грузии, а посредством миссии наблюдателей Евросоюза. «Но и это предложение не устраивает российскую сторону, которая не желает уступать», — заявил заместитель министра иностранных дел Грузии. О том, что России нет никаких резонов уступать, да еще какому-то «несостоявшемуся государству», правда с большими амбициями, Капанадзе даже в голову не приходит, как, впрочем, и его вышестоящему руководству.

Чуть более здраво на вещи смотрит грузинская оппозиция (хотя и она тоже мечтает о возвращении Абхазии и Южной Осетии под власть Грузии). Лидер оппозиционной парламентской партии «Христиан-демократическое движение» Гиоргий Таргамадзе считает, что власти Грузии в вопросе вступления России в ВТО не должны придерживаться очень жесткой политики, но в то же время и не должны быть слишком уступчивыми. На пленарном заседании парламента Таргамадзе напомнил депутатам, что в свое время христиан-демократы представили Совбезу Грузии условия, которые следует предъявить России для ее вступления в ВТО.

«С одной стороны, необходимо учесть наши национальные интересы, определить точные границы нашей таможни, осуществлять контроль с учетом международной практики, в том числе с учетом опыта Молдовы. Надо учесть и то, что наше требование о нахождении на пропускных пунктах в Псоу и у Рокского тоннеля грузинских пограничников может выглядеть нереальным. Мы должны быть готовы к компромиссным шагам, не входящим в противоречие с нашими национальными интересами», — сказал Таргамадзе.

Со своей стороны лидер партии «Демократическое движение — Единая Грузия» Нино Бурджанадзе сожалеет: «Мы могли получить большую выгоду от вступления России в ВТО несколько лет назад, однако из-за неразумной политики Саакашвили мы потеряли этот шанс. Я сомневаюсь, чтобы в обмен на членство России мы бы смогли достичь желаемых целей. В первую очередь, это вывод российских войск из Грузии и признание со стороны России, что Абхазия и Южная Осетия являются территорией Грузии. Хочу сказать, что в условиях этих властей при любых переговорах Россия получит намного больше выгоды, чем Грузия. Так будет и сейчас, однако власти могут устроить пиар этим переговорам», — сказала Бурджанадзе.

«Тем не менее, делегации договорились продолжить консультации, и следует ожидать, что очередная встреча пройдет не позже, чем через два месяца», — все-таки не теряет надежды грузинский замминистра иностранных дел Капанадзе. Впрочем, если в грузинских головах ничего не поменялось за те почти три года после их позорного разгрома в августе 2008 года, то странно было бы ожидать прогресса за ближайшие два месяца.

И все же не будем чрезмерно строги. Все же Грузия с ее упрямством — пока единственное, что спасает нас от вступления в ВТО. Хотя, разумеется, делают это грузины совсем не из избытка добрых чувств к России.