Странный визит Джозефа Байдена

Визит Джозефа Байдена в Россию вызывает ощущение чего-то непонятно-ненастоящего. С одной стороны, перед его началом считалось, что он должен придать новый импульс «перезагрузке». Но, если даже и так, то о новом импульсе речь идет только тогда, когда старый либо заглох, либо исчерпано все то, что от него можно было ожидать. В любом случае не очень понятно, чего в его рамках все же удалось достичь, кроме то ли признаваемого, то ли оспариваемого Договора об СНВ.

То, чего удалось достичь, явно не соответствует уровню предшествовавших восторженных ожиданий. Все пока ограничилось символическими жестами и декларациями о взаимной симпатии и готовности строить отношения «с чистого листа». Риторика смягчилась, демонстрация благожелательности друг к другу немного повысилась, но не более того.

А тогда основным должен стать вопрос о том, почему старого импульса оказалось недостаточно, несмотря на то, что к нему изначально были причастны первые лица, определяющие позиции обеих стран. Впрочем, нового импульса тоже не последовало. И неясно, откуда он мог бы взяться.

Ситуация, при которой импульс, заданный с американской стороны Обамой и Клинтон, не срабатывает, и на помощь ему должен прийти импульс, заданный Джо Байденом, выглядит очень странно. Хотя бы потому, что ни по своим взглядам, ни по реальному влиянию в американской власти Байден для этой роли не подходит.

С одной стороны, на фоне президента и госсекретаря США он наименее расположен к России. У него, правда, куда меньше романтизма, заставляющего американских левых демократов печься о символически-демократической атрибутике и видеть в России как таковой априорный вызов «мировой демократии». В тоже время он далеко не «республиканский прагматик», готовый говорить об интересах, а не соревноваться в риторике.

В 1999 году он был одним из инициаторов агрессии против Югославии. В 2000-м его демонстративно наградили орденами два антироссийских режима: в 2006 году он стал Великим офицером Ордена Трех Звезд (Латвия), а в 2009, с учетом заслуг в поддержке саакашвилевской агрессии на Кавказе, тбилисский диктатор наградил его Орденом Победы имени Святого Георгия.

Кстати, родина Байдена на подобном уровне его заслуг не отмечала. То есть всего его награды – это награды противников России за борьбу против России. Оптимизма в плане «нового импульса перезагрузки» это не добавляет.

С другой стороны, хотя Байден и шел в вице-президенты к Обаме в качестве опытного специалиста в международной политике, реальным руководителем на этом направлении все равно остается Клинтон. Как принято считать, она прохладно относится к попыткам Байдена сыграть определяющую роль на привычном ему поле.

Достаточно сомнительно, что Байден сможет придать новый импульс в той сфере, в которой он не играет определяющей роли. Тем более, что он не является активным сторонником такого импульса.

Скорее, можно было бы ожидать нового импульса и новых подходов, если бы это был официальный или неофициальный визит Майкла Макфола.

Собственно, и весь круг вопросов нынешнего визита американского вице-президента не предполагал реального продвижения. Изначально шла речь о трех основных обсуждаемых пунктах: ВТО, европейская ПРО, согласование позиций по Ливии. Возможность для продвижения тут увидеть очень сложно.

Что касается ВТО, то Байден, как и ожидалось, продемонстрировал поддержку вступления России в эту организацию. «Продемонстрировать поддержку» – это очень «содержательная» задача. Нужно еще раз сказать: «Мы, безусловно за ваше вступление. И будем приветствовать каждый шаг в продвижении к этой цели». Однако эта демонстрация не определяет никаких конкретных действий. По традиции, представитель США намекнул на то, что американская администрация выступает за отмену поправки Джексона-Веника. Только за последние четверть века об этом говорила уже не одна американская администрация, но поправка до сих пор действует.

Похоже, что это просто заманчивое обещание, с помощью которого США добиваются чего-нибудь у очередного руководства России, но никогда не исполняют.

В отношении ПРО ожидалось, что Кремль, потерявший всякое терпение, сделает некие «грозные предупреждения» США. Выслушать их было предоставлено Байдену, который в конечном счете этот вопрос не решает. Во ответ он мог бы лишь повторить что-либо на счет «отсутствия в элементах ПРО угрозы для России» и пообещать передать мнение Кремля Уайт-холлу.

Однако этот вопрос так и не оказался в центре внимания.

В вопросе о Ливии участники переговоров могли только обмениваться мнениями «с целью лучше представлять позицию другой стороны». Американцы обдумывают возможность вмешательства. Россия – категорически против. Теоретически США могли бы предложить что-то, что заинтересовало бы Кремль в обмен на его благожелательность в ливийском вопросе. Но это должна была быть очень высокая цена: для России мнение арабского мира слишком важно, причем, не только с точки зрения внешней, но и внутренней политики. Байден же вряд ли может отвечать за уступки такого уровня.

Однако именно после встречи с ним Медведев подписал указ о присоединении к санкциям ООН против Ливии. России, как известно, это принесет до пяти миллиардов долларов убытка. Если это дело рук Байдена, то США некий результат от поездки получили. Хотя в счет «перезарузки» его зачесть сложно. И если уж так, то хотелось бы верить, что Байден дал гарантии того, что США возместят России эти потери. Впрочем, если речь идет лишь об отмене поправки Джексона-Веника и комплиментах в адрес Сколково, то это явно не тянет на сумму в пять млрд. долларов.

Тот минимум, который мог бы мотивировать Россию закрыть глаза на вмешательство в ливийские события – это полная свобода рук в Грузии. Но США еще не настолько решились на военную операцию в Ливии, чтобы махнуть рукой на Закавказье.

То есть, для переговоров по всем трем основным вопросам в Москву приехал человек в статусе второго лица в государстве, уполномоченный довести до Кремля точку зрения Америки, выслушать все, что ему скажут в ответ, и не уполномоченный принимать конкретные решения.

Выходит, что продемонстрировать готовность к диалогу и продолжению «перезагрузки» США могут, а развивать диалог и давать новые импульсы – нет. То есть это – «демонстрация приверженности», с откладыванием чего-либо реального на потом. И послан для этой демонстрации человек, наиболее для нее подходящий. Все, что он говорит, можно будет рассматривать как ни к чему не обязывающие декларации.

Подходит он и для еще одной процедуры этого визита: «встречи с представителями оппозиции и гражданского общества». Правда, под последними США понимают представителей групп, гражданского общества России никак не представляющие.

Что с ними делать, американцы тоже не представляют. Раньше они думали, что все эти люди – от Михаила Касьянова до Евгении Альбац – действительно некая оппозиция, которая дышит в затылок нынешней власти. Но с некоторых пор явно поняли, что это далеко не так, а оценки и рекомендации, которые эти люди дают США в отношении России, имеют такое же отношение к реальности, как полет Маккейна на Марс. При прошлогодней встречи с Макфолом они произвели на него столь удручающее впечатление, что тот вынужден был напомнить им: задачей американской администрации является не борьба с российской властью, а налаживание с ней сотрудничества и проведение «перезагрузки». И оппозиция должна заниматься не жалобами на собственную власть другому государству, а завоеванием авторитета в обществе.

Удручающие впечатления от общения с этими специфическими личностями оказались столь сильны, что на этот раз их решили оставить Байдену.

Вообще же, недавно Байден честно признался, что справляться со своей должностью ему очень легко. Делать ничего не нужно. Как в семье, когда ты не отец, а дедушка – ответственности никакой, зато полный почет.