Европа готовит точечные удары по Минску

Брюссель слил инфу, что готовит экономические санкции против Беларуси. По идее, утечка должна напугать здешнее начальство, которое уже не первый год выгодно гонит солярку и прочий товар в Европу. Другой вопрос, убедительна ли страшилка.

Напугали ежика…

Публикация о разработке санкций появилась на сайте EUobserver. Этот ресурс близок к структурам ЕС, так что слив не случайный. Белорусских упрямцев берут на пушку.

К экономическим санкциям против режима, посадившего за решетку участников протестов 19 декабря, подталкивает европейских партнеров Вашингтон.

Американцы со своей стороны сделали, что могли, в частности разморозили прежние санкции против двух дочерних предприятий «Белнефтехима». Но к козням янки Минск уже приноровился, перенаправив продукцию на другие рынки.

Европа, с которой у Беларуси большой товарооборот, могла бы прижучить не в пример сильнее, но это палка о двух концах. Расчетливый обыватель из Старого света — не чета заокеанскому ковбою. Тот — сразу в драку за демократию и все такое, европеец же чешет затылок: принципы принципами, но и гешефт, знаете ли, терять не с руки…

Потому поначалу Брюссель и вовсе разочаровал сторонников бури и натиска на «последнюю диктатуру Европы». Совет ЕС ограничился лишь визовыми санкциями против 157 представителей режима.

Ну и что? В Красной Поляне близ Сочи можно не хуже, чем в ваших Австриях, отвести душу на горных лыжах, что и продемонстрировал недавно белорусский официальный лидер с младшим сынишкой. А силовиков, например, коих в черном списке ЕС пруд пруди, с их секретностью и так никто из страны не выпускал. Короче, как мертвому припарка тот блэк-лист.

Но поскольку обыски, допросы, аресты и посадки в синеокой республике продолжались, Брюсселю стало уже неприлично делать вид, что он сильно напугал ежика сами знаете чем.

Боязнь бумеранга

И европейские политики заговорили-таки о точечных экономических санкциях. Например, евродепутат Яцек Протасевич. Но в Европе, видите ли, разделение труда: пламенные европарламентарии вербально оттягиваются по полной программе, бичуя «последнюю диктатуру», а потом серые функционеры в исполнительных структурах ЕС оставляют от гневных резолюций рожки да ножки.

На пресс-конференции в Риге 2 марта за ужесточение санкций ЕС в отношении Минска высказались министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт и его латвийский коллега Гиртс Валдис Кристовскис. Впрочем, Паэт был осторожен в формулировках: «Моя позиция такова: да, ЕС должен проанализировать эту возможность, чтобы очень хорошо подготовить целевые санкции». В другом месте он подчеркнул, что речь должна идти именно об «очень точно нацеленных экономических санкциях».

Тем временем Тойво Тянавсуу под красноречивым заголовком «Эстония активно ведет бизнес с подчиненными диктатора Лукашенко» пишет в Eesti Ekspress о лицемерии официального Таллинна, который боится чересчур нажимать на Минск, ибо «из-за экономических санкций серьезно пострадали бы скупщики топлива Эстонии и потребители дешевого алкоголя».

Но вот вроде бы зашевелился Брюссель. При этом здесь, согласно EUobserver, разрабатывают меры, которые «направлены на государственные фонды и частные доходы руководства Беларуси и не окажут жесткого финансового воздействия на экономику страны и компании Латвии, Литвы, Голландии и Польши, работающие в Беларуси».

Вот! Вторую часть фразы можно считать ключевой. Главное — чтобы бумерангом не ударило. А значит, санкции если и введут, то абсолютно символические.

Правда, в публикации есть и конкретика: санкции-де будут направлены против предприятий, которые, как полагают в ЕС, оказывают финансовую поддержку белорусской номенклатуре, а именно — «Беларуськалия», «Белнефтехима», «Белтехэкспорта» и «Трайпла».

Но, во-первых, если уж на то пошло, номенклатура у нас оседлала всю экономику, а не только четыре фирмы. Во-вторых, если ударить даже только по двум первым предприятиям из этого черного списка, то всей белорусской экономике мало не покажется: калий да нефтепродукты — главные золотые жилы.

Вообще уму непостижимо, как это можно точечно бить по госфондам и карману белорусского начальства, не затрагивая экономику практически полностью огосударствленной страны. Что за секретное сверхточное экономическое оружие разработал Брюссель?

В итоге от плана пока впечатление наспех сочиненной страшилки.

Угроза сильнее исполнения

Впрочем, минский политический аналитик Андрей Федоров в принципе не верит, что 27 стран ЕС смогут договориться о некоем пакете экономических санкций против белорусского режима.

«Такие санкции были бы болезненны не только для официального Минска, но и для самой Европы», — отметил Федоров в интервью для Naviny.by. Особенно, подчеркнул эксперт, пострадают в таком случае интересы стран Балтии, много и с выгодой торгующих с Беларусью. Литва и Латвия, как известно, даже соревнуются за перевалку белорусских грузов.

Эксперт обращает внимание на то, что EUobserver не указывает источник информации о подготовке санкций, туманно ссылаясь на некие дипломатические круги. «Если бы Брюссель был настроен решительно, то последовало бы заявление из уст еврокомиссара Фюле или главы европейской дипломатии Эштон», — убежден Федоров.

Таким образом, делает он вывод, пока белорусское руководство пробуют лишь слегка попугать.

Другое дело, что репрессиями внутри страны и новой конфронтацией с Западом Минск сам себя наказал. Отрезал от кредитов и инвестиций. Если не совсем, то в значительной степени. И вот это можно считать экономическими санкциями де-факто, пусть они и не проштампованы в Брюсселе.

И потом, как заявил в интервью для Naviny.by белорусский политический обозреватель Роман Яковлевский, все-таки исподволь «происходит консолидация Брюсселя с Вашингтоном» в подходах к белорусскому вопросу. Эксперт прогнозирует, что «снежный ком санкций будет нарастать».

Яковлевский не рассчитывает на скорое возобновление диалога Минска с Западом, так как пустой риторике белорусских властей, по его словам, «уже точно никто не верит».

«Диалог теперь может быть только на более ясных и конкретных условиях, которые в Минске просто не воспринимают», — говорит собеседник.

Да, начальство в Минске не любит «эфемерных материй» типа демократии и прав человека. Но, заметим, очень четко воспринимает грубые материи. И к такому осмыслению подвигает все более суровая экономическая ситуация.

«Только угроза применения экономических санкций в отношении режима позволит освободить политических заключенных и вынудит власть пойти по пути политической либерализации», — убежден руководитель Центра политического образования (Минск) Андрей Ляхович.

По его мнению, страхи, что давление Запада втолкнет Беларусь в Россию, безосновательны, так как Москвы белорусское руководство ныне боится больше, чем Европы.

В интервью для Naviny.by эксперт предположил: даже если всему ЕС не удастся договориться насчет экономических санкций, то на такие меры могут пойти отдельные страны, например Германия, Польша (заметим, это те страны, которые наиболее «обласканы» белорусской пропагандой: мол, готовили переворот 19 декабря!).

«Если же Евросоюз ограничится только визовыми санкциями, Лукашенко может чувствовать себя победителем», — считает Ляхович.

Победа, однако, уже сегодня явно пиррова. Экономика синеокой республики, изнасилованная во имя предвыборных подачек, просто валится. МВФ открытым текстом настаивает на девальвации. Золотовалютные резервы такими темпами обнулятся к лету. Денег брать неоткуда.

И возможно, нынешние боевые стойки ЕС — тот случай, когда угроза сильнее исполнения.