Предвыборная кампания в регионах: нарушения «ЕР»

Избирательная кампания февраля-марта в регионах прошла по привычной схеме. Власть явно пыталась минимизировать интерес к ним со стороны населения и СМИ. Как показывают все соцопросы, информированность жителей об избирательной кампании минимальна, и явка ожидается на весьма низком уровне. Люди прекрасно понимают, что в России свободных выборов нет. Желания бороться за них большая часть населения пока не проявляет.

Партии власти подобная пассивность только на руку. Ведь как только возрастает интерес к выборам, монопольное положение «Единой России» оказывается под угрозой. Любая публичность, любое попадание в общественный дискурс темы выборов ведут к опасной непредсказуемости, чего губернаторы и «ЕР» боятся больше всего. Поэтому почти во всех регионах единороссы играли на понижение явки.

Но, несмотря на это, общий фон был для «Единой России» весьма неблагоприятен. Известный блогер Алексей Навальный запустил в широкий обиход тезис о партии «воров и жуликов», а его дискуссия с видным думским единороссом Евгением Федоровым стала подлинным хитом месяца. Партия власти вынуждена была отражать все более многочисленные удары и критику. Изрядно подпортили ее реноме и скандалы с мэрами. Были исключены из партии власти действующие главы Владимира (вместе с заместителем) и Петропавловска-Камчатского. Также был снят с должности мэр Волгограда Роман Гребенников, не устраивавший «ЕР». Каждый такой внутриэлитный конфликт рикошетом бил по позициям единороссов.

Не мудрено, что на таком фоне «ЕР» только и могла, что ужесточать и без того уже нелепые правила игры. Продолжилось увеличение проходного барьера. На этот раз его подняли до 7 % Нижегородская, Оренбургская и Тверская области. Как отмечают политологи, пятипроцентный барьер остался только на Чукотке, где, кстати, позиции «ЕР» абсолютно монопольны. Таким образом, делается все для того, чтобы затруднить прохождение в ЗАКСы оппозиционным партиям. Ведь высокий проходной барьер — это, в первую очередь, попытка отсечь конкурентов на самом раннем этапе.

Высокий проходной барьер — это попытка отсечь конкурентов на самом раннем этапе

В этом же ряду — почти полное уничтожение института избираемых населением мэров, повсеместный переход на сити-менеджеров. Глава города или района, за которого проголосовали избиратели — это гарантия хотя бы минимального учета интересов жителей. А вот сити-менеджер — это человек полностью зависимый от вышестоящей власти. В ходе предстоящего голосования не будет избираться ни один мэр областного или республиканского центра. Местное самоуправление в России полностью раздавлено. И это тоже служит причиной того, что к выборам регионального и муниципального уровня люди теряют всякий интерес.

Когда же власти не удается с помощью избирательных барьеров или административного ресурса не допустить конкурента до власти, то в ход пускаются совсем уж незамысловатые технологии — арест, как было в этот раз с мэром Братска, либо заманивание в ряды партии власти, как это произошло в Ангарске или Иркутске. То есть, кого бы граждане не избрали — он все равно оказывается в «Единой России». Исключения крайне редки.

Так что каких-то значимых перемен к лучшему на данных выборах замечено, к сожалению, не было. Количество предвыборных скандалов, связанных с использованием административного ресурса, незаконным отстранением оппонентов, недопущением их до электорального процесса, только возросло. А вот признаков нарастания гражданской активности, увы, не отмечалось.

Если коснуться скандалов, то сведения о них шли нескончаемым потоком изо всех регионов. Вот только некоторые из них. В Калининграде напали на агитаторов «Справедливой России». Как только они собрались на санкционированный властями пикет, к ним подошла группа молодых людей и несколько раз предложила агитаторам «СР» покинуть место пикета, но, не дождавшись этого, силой отобрала газеты.

По словам организатора пикета Александра Шацкого, нападавшие «обещали позвонить губернатору Калининградской области Николаю Цуканову и угрожали милиционерам увольнением в случае, если те их не отпустят. Молодые люди несколько раз подчеркнули, что являются помощниками партии «Единая Россия». У одного на куртке был приколот значок этой партии».

Руководителю аппарата партии «Справедливая Россия», депутату Госдумы Олегу Михееву пришлось обращаться к председателю ЦИК РФ Владимиру Чурову с просьбой обеспечить равные права для участников избирательной кампании в Калининградской области.

Там же в Калининградской области региональное отделение «Справедливой России» столкнулось с невозможностью изготавливать агитационные материалы газетного формата. «По имеющейся у нас информации отказ типографии в предоставлении нам возможности размещения заказа, последовал после получения соответствующих «рекомендаций», данных в ходе совещания, проведенного депутатом ГД ФС РФ Хинштейном А. Е. в региональном отделении партии «Единая Россия» в Калининграде», — говорится в заявлении «Справедливой России», адресованном Чурову.

Почти во всех регионах единороссы играли на понижение явки избирателей

В Оренбургской области, по инициативе губернатора Юрия Берга, предполагается раздавать избирателям в день выборов дополнительные бюллетени. Этот проект называется «Народная стратегия» и формально представляет собой выявление проблем, наиболее актуальных для избирателей. Но, по мнению экспертов, это ни что иное, как скрытая агитация, запрещенная законом. Представители «Справедливой России» даже написали заявление в прокуратуру по поводу такой инициативы власти.

В той же области возник крупный скандал вокруг главврача туберкулезного диспансера Валерия Сазыкина, который баллотируется по спискам «Справедливой России». Были предприняты попытки очернить его и помешать переизбранию в ЗАКС.

В Тамбовской области в городе Рассказово, якобы от имени кандидата от «Справедливой России», шла раздача продуктов — тем самым была сознательно устроена провокация. В самом областном центре милиция задерживала агитаторов «СР». В Курской области милиционеры изымали тираж газеты «Справедливая Россия».

В Арзамасе Нижегородской области произошел целый бой со стрельбой между агитаторами КПРФ и сторонниками «Единой России». В Тверской области против КПРФ был налажен выпуск многотысячным тиражом анонимных газет.

Верхом же нарушений «Единой России» стала прямая трансляция в телеэфире на канале «Россия 24» ее межрегиональной конференции в Брянске, на которой выступал премьер. Ни одна партия даже мечтать не может ни о чем подобном.

Прошедшая кампания показала, что партия власти от своего монопольного положения просто так не откажется. За него она будет биться любыми методами и средствами. Ситуация на местах такова, что никакой «оттепели» там ждать не приходится. Чиновничество, партийная бюрократия «ЕР», коррумпированный бизнес малейшее послабление в политике принимают за угрозу своему благополучию, и будут стоять до конца. И дело вовсе не в любви к Кремлю, а в желании сохранить возможности распоряжаться материальными и финансовым ресурсами, конвертировать власть в капитал.