Секреты партийных технологий

В ближайшее воскресенье в 12 субъектах Российской Федерации состоится единый день голосования. «Известия» опросили ведущих экспертов, чтобы выяснить, насколько за последнее время изменились политические технологии наших партий.

По мнению большинства наших экспертов-политтехнологов, наиболее действенным методом на выборах по-прежнему является прямая агитация по типу «от двери к двери». Конечно, нестандартная реклама, яркая PR-акция способны привлечь внимание избирателей, создать нужный имидж, но убедить голосовать сможет только агитатор, а еще лучше — сам кандидат, который должен «пожать как можно большее количество рук».

— В то же время пропаганда и результат выборов — разные вещи, — рассказал «Известиям» один из ведущих политтехнологов, попросивший не называть его фамилию. — Если говорить не об агитации, а о влиянии на процесс голосования, то здесь применяются, как правило, две технологии: подкуп и административное давление. Также популярна практика массового приема в партийные ряды, которая может выступать своего рода гарантией политической лояльности. Часто применяется и испытанная временем технология оказания всяческих услуг населению — начиная с консультаций и заканчивая ремонтом подъездов.

— Скупка голосов, продуктовые наборы, простая раздача денег. Тут ничего нового нет. Дошло в итоге до того, что, приходя на участок и голосуя за «нужного» кандидата, избиратель фотографировал свой бюллетень, отправлял его по ммс и получал определенную сумму на собственный телефонный счет, — напомнил азы «черного пиара» Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы. — Иногда избиратель даже в глаза не видел того, кто ему платит. Ушлые студенты, правда, быстро научились одну и ту же фотографию сбрасывать с разных телефонов, и инструмент стал убыточным.

Впрочем, большая часть этих методов сегодня неактуальна.

— Технология подкупа эффективно работает только в небольших округах, где счет идет на сотни голосов, — считает Евгений Минченко. — Когда нужно набрать, скажем, голосов 400, чтобы действительно совершить рывок и обогнать конкурента, тогда — да, эти схемы применяются.

— Действительно, важнейшим инструментом является правильный сценарий предвыборной кампании, — уверен президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. — Иначе ваши приемы окажутся никому не нужны и будут только раздражать. Поэтому основное, что вы должны сделать, — это четко определить местные, региональные приоритеты. После чего необходимо грамотно выстроить вокруг них определенную драматургию.

Пока «драматургиия» такая. «Единороссы», показавшие довольно хорошие результаты на всех последних выборах, желают удержать и «преумножить» планку. То есть ЕР будет стремиться перейти 50-процентный рубеж в как можно большем количестве регионов. Коммунисты главным образом нацелены на то, чтобы удержать свою вторую позицию. Для них политически важно сохранить статус-кво главной оппозиционной силы страны. Реальной или мнимой — другой вопрос. Что же касается ЛДПР и «эсеров», то и те и другие стараются обогнать КПРФ и одновременно избежать итогового четвертого места.

— Политтехнологи «единороссов» в значительной степени представляют собой административный и юридический характер, — оценивает инструментарий «Единой России» Глеб Павловский. — И от них трудно отказываться. Однако ЕР к каждым выборам добросовестно разрабатывает идеологию кампании, реализует ее всеми возможными способами. Тем не менее у них есть серьезная политическая проблема, которую трудно обойти политтехнологиями. Слишком много начальников. Некоторые из них замешаны в коррупционных схемах, что, в свою очередь, является предметом атак со стороны конкурентов. Если же говорить об их технологиях на местах, то тут все довольно традиционно. Это контрпропаганда, билборды… Хотя сегодня в партии много экспериментируют, внимательно следят за новинками.

— Секрет успеха ЕР заключается в доминировании на информационном пространстве, в административном ресурсе партии и в инерции массового сознания, — отмечает Минченко. — Думаю, что эти факторы играют ключевую роль. Никакие специфические технологии «единороссы» в последнее время не используют.

Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов убежден: «Большим плюсом партии конечно же является то, что на ее стороне стоит премьер-министр страны Владимир Путин. Его поддержка — серьезный электоральный аргумент».

Что касается предвыборной тактики ближайших конкурентов «Единой России» — КПРФ, то эксперты отмечают главное противоречие коммунистов. С одной стороны — поиск новых идей, с другой — боязнь размыть инертный электорат.

— Хотя определенный приток молодежи в КПРФ есть, — говорит Павловский, — и партия пытается работать с «гаджетами», тем не менее основной актив, увы, стареет. К тому же КПРФ продолжает путать эффективное с привычным. Идея всенародного референдума собственной программы устарела, объективность иная. Политтехнологий, которые позволяли бы компенсировать глубокую несовременность, у коммунистов сегодня нет.

— В последнее время коммунисты действуют довольно грамотно, — уверен Минченко. — Привлекая в свои ряды квалифицированных политтехнологов, на региональном уровне коммунисты выглядят очень неплохо. Плюс, у КПРФ, пожалуй, самая сильная сетка агитаторов. Ну и ключевой фактор успеха — это позиционирование себя как единственной реально оппозиционной силы.

Так или иначе, но если ЕР и КПРФ на поле политтехнологий нет-нет да и стараются найти что-то новое, то ЛДПР в этом смысле резко отличается от своих оппонентов. Здесь — в один голос говорят эксперты — был, есть и будет один политтехнолог. На нем в общем-то все и держится.

— Структура ЛДПР как партии откровенно уступает «Единой России», КПРФ и даже «Справедливой России», — высказывает по сути общую позицию политтехнологов Вячеслав Никонов. — Поэтому личность Владимира Жириновского и задействуется максимально сильно. При этом набор инструментов довольно стандартный: апелляция через СМИ, через ролики, листовки и т.д.

Примерно та же ситуация и у «эсеров».

— Если в ЛДПР от Жириновского зависит 100 процентов результата, то от Сергея Миронова в СР, пожалуй, процентов 80-90, — уверен Никонов. — Однако в партии понимают это и стараются использовать все возможные средства. Работают с прессой, с электоратом по месту жительства, дистанцируют себя от «Единой России». Проще говоря, действуют «по учебнику».

По мнению политтехнологов, на этом багаже все четыре парламентские партии будут работать еще пару лет. Федеральная избирательная кампания, конечно, внесет свои коррективы, но радикально стратегия и тактика основных политических игроков не изменится. А вот после избирательно цикла 2011/2012 жизнь заставит партии активизироваться.

— Так или иначе, но придется осмысливать сегодняшнюю ситуацию, — считает Павловский. — Курс, заданный Дмитрием Медведевым, фактически взрыхлил старую парадигму, а новую теперь нужно найти. На мой взгляд, она пока не найдена ни правящей партией, ни, к счастью для нее, ее противниками.