Арабские революции — управляемая жажда вольницы

Все события, происходящие в странах Ближнего Востока и Северной Африки последние два месяца, свидетельствуют не только о спонтанности уличных беспорядков, но и общей для всех этих стран тенденции протестных настроений.

Во главе многих государств Ближнего Востока стали не просто кланы, многие десятилетия возглавлявшие эти страны, но семьи, передающие власть по наследству, от отца к сыну. Это стало совершенно не типичным для мусульманского мира в целом, где идеи Халифата, выборности правителя были долгое время единственной формой правления. Само понятие уммы или общины совершенно не допускало автократического способа правления, когда власть принадлежала только одной семье и передавалась по наследству.

Однако, этот способ правления на протяжении последних 40 лет возобладал в странах Ближнего Востока и Северной Африки, более того, он стал феодальным. В руках правителя была сосредоточена не только власть, но и все финансовые и промышленные ресурсы, именно он стал определять направления развития страны, ее культуры, ее веры, ее обычаев. Никакие капиталистические процессы, характерные для других стран мира, здесь не действовали, так как индивидуализм, заложенный в основу капитализма, не получал развития в стране с феодальным способом правления и развития производственных и финансовых отношений. Любая самореализация граждан этих стран наталкивалась на жесткое неприятие со стороны правящего клана, видящего в образованных и предприимчивых людях, конкуренцию не только своего бизнеса, но и прямую угрозу существования этого клана.

Постепенное вхождение стран Ближнего Востока в систему международного глобализма, обучение и контакты граждан этих стран с высокоразвитыми и культурно не зависимыми государствами Европы и Америки, подтачивало основы авторитарных режимов арабских стран, построенных на подавлении личностных качеств и свобод своих граждан. Это не могло продолжаться сколь угодно долго и финал клановой системы правления наступил.

Генеральный секретарь Организации исламская конференция Э.Ихсаноглу говорит об этих процессах так:

Впервые в современной истории этих стран они стали выходить из изоляции, в которой жили долгие десятилетия. Многие страны Африки, Азии, Латинской Америки или Восточной Европы уже давно изменили правящий строй и двигаются в сторону демократии, в то время как некоторые исламские страны до сих пор оставались вне этого логического исторического процесса.

Получается, что демократизация всех сторон жизни исламских стран Ближнего Востока, желание больших свобод и равных возможностей для граждан, это и есть логика исторического процесса? Именно так, вектор развития направлен на демократические институты правления, на изменения системы ценностей в сторону больших свобод и равенство возможностей.

Ципи Ливни, председатель партии «Кадима» так оценивает ближневосточные события:

Самая важная новость этих массовых движений заключается в том, что демократический импульс в ближневосточном регионе впервые происходит не извне, а проистекает от внутренней жажды свободы. Конфликт цивилизаций, о котором так много говорилось в мире в последние годы, теперь идет не только между разными обществами и культурами, но внутри этих обществ и культур.

Этот вывод довольно необычен и смел, так как Ципи Ливни заявляет о конфликте внутри арабских государств, о конфликте культур и традиций. Народ, испытывая подавление своих гражданских прав и свобод, своей самоидентификации, восстал против самих правителей, их методов и целей. Удивительно, но авторитаризм совершенно не прижился в мусульманской среде, ислам не стал при этом и движущей силой, идеей, выведшей людей на улицы, хотя всем очень долго внушали, что автократия и есть тот необходимый и достаточный в исламских государствах способ руководства, совершенно отрицая выборность Халифата. При таком варианте развития демократических преобразований на Ближнем Востоке, не следует исключать установление парламентского способа правления, выборность и подотчетность всех органов власти.

Протестные настроения в Египте, выведшие на площадь Тахрир не только городскую бедноту, но и вполне успешных людей, молодежь, получившую хорошее образование, но так и не включившуюся в общую систему производственных сил, выражались очень простой формулой:

Мы устали, мы очень устали. Мы хотим свободы, мы хотим выборов.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что у всех этих движений не было лидеров. Многим может показаться, что сейчас появится новый Хомейни и произойдет исламское возрождение, появится идея модернизации самого ислама, обращения его к демократическим ценностям: выборности, подотчетности правительства, изменению обычаев и традиций в сторону больших свобод и изъятия огромного количества условностей, так отличающих Западный образ жизни от Восточного. Но идея модернизации ислама может привести к его умалению и конечному демонтажу, а освободившееся место не будет долго пустовать. Может быть именно поэтому Европа, Америка, Израиль и другие заинтересованные страны не вмешиваются в ближневосточные революции, а предпочитают наблюдать, сохраняя дистанцию, ведь с принятием демократических Западных ценностей и свобод, начнет не минуемо разрушаться фундаментализм ислама и без идейные процессы захватят все общество в целом.

Если у мусульманских стран заменить культуру, обычаи и традиции на общемировой суррогат, чего собственно и желает молодое население этих стран, то не останется стержня или удерживающей силы, способной противостоять клановой и общинной распри, этническим и культурным столкновениям. Западные «рулевые», способствующие разжиганию костра революций на Ближнем Востоке посредством влияния массовой культуры и демагогии общества потребления, создадут не только постоянно тлеющий конфликт, но и идеологическую пустоту на месте фундаментального ислама. Заполнить эту пустоту всегда найдется чем, благо Мировое правительство и его Бильдербергский клуб уже давно разработали унифицированную демократическую модель, которую прививают всем странам, отринувшим свою национальную идентификацию и культуру в угоду западному образу жизни.

Смена власти в арабских странах не может не волновать и государство Израиль, много лет живущее в изоляции и враждебном окружении. Поэтому полковник М. Каддафи и заявляет справедливо о том, что волнения в его стране щедро оплачены Израилем. Безусловно, финансовую поддержку имели все волнения в арабском мире. Идиллическое представление о полной стихийности арабских выступлений справедливо с поправкой на то, что в нужное время в костер арабских революций вливались и иностранные деньги, щедро поддерживающие жажду свободы и демократии. После установления в арабском регионе демократии по американскому образцу Израилю будет легко реализовывать в этих странах свои политические, экономические и другие интересы.