Европе не до склок в украинской политике

Надежды украинской оппозиции на то, что «заграница им поможет», похоже, остаются лишь розовой иллюзией. Сегодня Европе не до внутренних проблем и склок в украинской политике, пишет в колонке для Независимой газеты политолог, заместитель руководителя партии Сильная Украина Кость Бондаренко.

По крайней мере именно такое впечатление возникает после общения с европейскими политиками, аналитиками и дипломатами в Брюсселе. Оппозиционные украинские издания и лидеры оппозиции постоянно пытаются доказать противоположное, перепечатывая хоть какие-то намеки на недовольство со стороны Европы в адрес Украины (зачастую авторами подобного рода материалов становятся люди, напрямую ангажированные украинскими политиками: не так давно в СМИ разгорелся скандал относительно «покупки» некоторых иностранных политиков украинскими оппозиционерами). Но в Европе стараются мыслить иными категориями.

Мне довольно часто приходится бывать в Брюсселе и общаться с представителями европейских политических сил, а также с аналитиками, политологами, чиновниками. Последний мой визит, выступление на семинаре, организованном Европейским политическим центром, встречи с давними друзьями показали: на самом деле Брюссель не видит особой проблемы в Украине, считая противостояние власти и оппозиции, уголовные дела против представителей прежней власти «закручиванием гаек» в системе управления внутренними делами нашей страны. Брюссель мало беспокоится такими вопросами, как продление пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Брюссель интересуют две основные вещи: улучшение инвестиционного климата в Украине и ее перспективы как энергетического и транспортного партнера — особенно на фоне событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

К Виктору Януковичу у европейских политиков отношение не плохое и не хорошее — оно прагматичное. Янукович — легитимный президент государства, и именно с ним будет вестись диалог относительно интересующих Брюссель вопросов. Не с Тимошенко, которая пытается развернуть через своих эмиссаров бурную деятельность на уровне ЕС, а именно с Януковичем. Таковы реалии, которые еще в древнеримские времена были охарактеризованы выражением Vaе victis — «Горе побежденным». И в этом отношении обещания украинских оппозиционеров, мол, вскоре Януковича ждет участь Александра Лукашенко, которому Европа объявила бойкот, являются не более чем блефом. Признавая отдельные проблемы в Украине, европейские политики при этом считают, что эти самые проблемы — явление временное, «сезонное».

Во время обеда с моим давним приятелем, депутатом Европарламента, мы заговорили об авторитарных тенденциях в Украине, но быстро пришли к выводу, что они абсолютно логично проистекают из всего того, что происходило с Украиной на протяжении предыдущих лет. Если неконтролируемая демократия привела к разбалансированию государственных институтов, то стабилизация требует большей степени контроля над всеми сферами общественной жизни.

Украинская оппозиция пытается работать в Европе в первую очередь по линии Европейской народной партии. Но сегодня Европейская народная партия теряет былое влияние и прежний авторитет — многие в Европе обвиняют в кризисной ситуации в экономике именно тех лидеров, которые принадлежат к ЕНП. Европа, похоже, стоит на пороге левого реванша (и последние выборы в Гамбурге, где партия Ангелы Меркель с треском проиграла социал-демократам, — это тревожный звонок).

Европа сегодня обеспокоена не Украиной и ее местечковыми разборками между политиками. Европу интересует будущее ее экономики. События в Ливии и Египте приводят к обострению вопроса об энергоносителях и о транспортных коридорах. Эксперты полагают, что проблема нефти может вызвать проблемы с евро. Юг Европейского Союза продолжает лихорадить экономический кризис. Экономисты пугают тем, что Европа может попасть в полосу продовольственного кризиса, провозвестником которого несколько лет тому назад стал генсек ООН Пан Ги Мун. При этом Украина способна существенно помочь решить многие проблемы, которые сегодня в фантомном виде стоят перед Европой. По крайней мере достройка нефтепровода Одесса-Броды в направлении к одному из европейских нефтяных терминалов (по проектным задумкам — на Гданьск, по предложениям Александра Лукашенко — на Вентспилс) может обеспечить ЕС притоком нефти из Каспийского региона. Естественно, это может вызвать недовольство со стороны США, всячески противодействовавших диверсификации нефтетранспортных коридоров для Европы, но это уже — дело ставок в большой игре.

И — естественно — в Брюсселе ожидают от Украины быстрых и эффективных реформ. Именно готовность проводить реформы вызывает у европейцев восхищение. Готовность реформировать украинскую экономику и социальную сферу — это индульгенция для украинской власти и гарантия ее поддержки со стороны ЕС. Украина для Брюсселя ассоциируется не с именем Юлии Тимошенко — ведь кто сегодня ассоциирует Францию с Сеголен Руайяль? Украина ассоциируется с именами Януковича, Тигипко, Хорошковского, Грищенко, Клюева, Бойко — тех украинских политиков, кто ведет диалог с Европой и обещает улучшение инвестиционного климата и более тесное сотрудничество. Причем — на более прагматичной основе, чем ранее, без иллюзий и революционной романтики. В Брюсселе это умеют ценить.