Русский национализм после запрета ДПНИ

«16 февраля прокуратура Москвы приостановила деятельность последней легальной националистической организации в России и попросила признать «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ) через суд экстремистским» (Радио Свобода от 18.02.2011).

Это известие вызвало появление многочисленных публикаций в российской и зарубежной прессе, особенно возбудилась блогосфера. К чему приведет запрет «последней легальной националистической организации»? Уйдут ли националисты в подполье? Приведет ли этот запрет к возникновению автономных радикальных националистических групп, либо же возникнет новый партийный проект? Для ответа на эти вопросы необходимо провести краткий обзор националистического движения России.

Первой, и на тот момент единственной, организацией русских националистов в новой России стало «Русское национальное единство» (РНЕ), основанное Александром Баркашов в 1990 году. Деятельность этого движения, ярким эпизодом которой стало участие в событиях сентября-октября 1993 года, безусловно является знаковой, но о нём мы поговорим в самом конце нашего материала, а пока проанализируем русский национализм в эпоху правления Владимира Путина.

Итак, в 1999 году «бывший член РНЕ» Дмитрий Демушкин организовал движение «Славянский союз» (СС), которое с первых дней своего существования зарекомендовало себя как организация скинхедов-отморозков. Несмотря на внешнюю схожесть красно-белых эмблем РНЕ и СС — эти организации имели кардинальные различия, да и в самом «Русском национальном единстве» журналистам так и не удалось найти людей, которые бы помнили скинхеда Демушкина.

Впрочем по-настоящему прославился Дмитрий Демушкин не за счет мнимого «членства в РНЕ» (тогда практически все известные националисты в той или иной мере состояли в РНЕ, так что этим никого не удивишь), а за счет своего участия в провокационной пресс-конференции 2001 года, на которой Демушкин и другие маргинальные деятели выступили «в защиту» руководителя администрации президента РФ Александра Волошина. Лидер СС даже утверждал, что лично встречался с главой администрации президента, но как оказалось в итоге: данное выступление скинхедов было провокацией, направленной против Волошина со стороны конкурирующих групп из администрации президента.

Факт задействования Дмитрия Демушкина в качестве провокатора в аппаратных разборках администрации президента — положили начало тому, что сегодня принято называть проектом «управляемый национализм». Впрочем ныне запрещенный «Славянский союз», как и его руководство были далеко не самым интересным компонентом данного проекта. Бывшие соратники по РНЕ (в котором Демушкин то ли состоял, а то ли нет) — отзывались о нём не иначе как о провокаторе, да и сам рыжебородый скинхед с трудом походил на националиста, так как слишком вульгарно картавил.

Участие активистов «Славянского союза» в охране митингов прокремлевских молодежных организаций, а также наличие среди региональных руководителей СС действующих сотрудников правоохранительных органов, в последствии осужденных за экстремистскую деятельность — также не добавляли «Славянском союзу» авторитета среди националистов. В итоге, за ненадобностью, организацию было решено закрыть. И хотя просуществовала она достаточно долго (с 1999-2010 год), но никакого серьезного интереса у русских националистов не вызвала.

Впрочем параллельно СС было запущено ещё несколько аналогичных проектов, которые также не увенчались успехом. Перечислять все несостоявшиеся движения смысла не имеет, так как многие из них уже прекратили своё существование, либо находятся вне информационного и политического поля. К таким организациям, в частности, можно отнести: «Русский общенациональный союз» (РОНС), «Родина», «Великая Россия», ПЗРК «Русь» и другие. По сути это организации-клоны, в основе идеологии которых, в отличии от радикального «Славянского союза», лежит «православно-имперское» мировоззрение.

Если в девяностые годы на Московскую патриархию возлагались большие надежды, то в нулевые «официальное православие» полностью срослось с действующей властью, а по сему данные организации стали восприниматься как откровенно прокремлевские, то есть не оппозиционные и следовательно не несущие движущей силы протестного заряда, энергия которого могла бы мобилизовать молодежь. Более того, по мнению националистов — данные патриотические движения ставят Российское государство (империю) выше, чем русскую нацию, а поэтому их с трудом можно назвать националистическими.

Тем не менее, и среди имперско-патриотических организаций иногда появлялись достаточно интересные проекты, правда отрезок существования которых всегда был короче, чем у предшественников. К этим проектам можно отнести движение «Народный собор» (НС), которое впрочем существует и сегодня, но не смотря на это не вызывает большого интереса у целевой аудитории, так как с самого начала своего создания успело засветиться в различных скандалах, связанных с дележом имущества (рейдерскими захватами) инициируемыми Московской патриархией, чиновники которой даже выступали на съездах НС.

Характерно, что основателем «Народного собора» является бывший член РНЕ Олег Кассин, которого выгнали из «Русского национального единства» ещё в 2000 году, за растрату партийной кассы и негласную работу на спецслужбы. Сразу напрашивается некая параллель с Дмитрием Демушкиным из «Славянского союза», но как мы уже писали выше — практически все подобные организации так или иначе являются проектами спецслужб и администрации президента, поэтому в этом нет ничего удивительного.

Полная идеологическая противоположность имперским патриотам — национал-демократы. Это относительно новый для России тренд, к которому можно отнести: «Русский образ» (РО), «Сопротивление», «Русское общественное движение» (РОД), «Русский гражданский союз» (РГС), «Национал-демократический альянс» (НДА) и некоторые другие, ещё более мелкие группы. Кстати «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), с которого мы начали свою публикацию, также в конце своего существования стало позиционировать себя как национально-демократическое движение.

Главная отличительная черта нацдемов — это сепаратизм, русский сепаратизм. Практически все перечисленные организации, за исключением официально уличенного в работе на правоохранительные органы «Русского образа» и не имеющего никакого отношения к политической борьбе спортивного движения «Сопротивление», выступают за отделение территорий российского Северного Кавказа от России, аргументируя это тем, что этот проблемный регион является «гангреной на теле страны». По их мнению, если избавиться от кавказских территорий, то многие проблемы уйдут сами собой.

Видимо национал-демократы плохо учили историю и забыли, что в 1997 году президент РФ Борис Ельцин уже признавал независимость Чечни, после чего, спустя всего два года, вооруженные бандформирования, с территории независимой Чечни, в 1999 году напали на российский Дагестан. Так началась вторая чеченская война. При этом стоит отметить, что кавказские сепаратисты претендуют не только на территории республик российского Северного Кавказа, но и на многие другие исконно русские регионы (Краснодарский край, Астрахань, Поволжье и др.).

Следует отметить, что некоторые из нацдемов не ограничиваются одними лишь призывами к отделению Северного Кавказа. Например «Национал-демократический альянс» (НДА) и вовсе активно продвигает среди молодежи идеологический проект по созданию аж 7 «русских республик», проводя прямую параллель с распадом СССР, но на этот раз в более жестком (окончательном) варианте.

Так как русские националисты во все времена, то есть исторически стремились к созданию единого русского национального государства, то данные сепаратистские идеи большой популярностью не пользуются, однако в целом оказывают пагубное влияние на развитие русского национализма, так как во-первых дискредитируют самих националистов в глазах народа, а во-вторых развязывают правоохранительным органам руки для борьбы с «русскими сепаратистами», ставя их в один ряд с чеченскими.

Для пущей убедительности даже организовываются диверсионно-террористические акты, достаточно вспомнить ныне запрещенное движение «Северное братство», имеющее ярко выраженное языческо-сепаратистское мировоззрение и устраивающее экстремистские и провокационные акции как против правоохранительных органов, так и против православных культовых сооружений (храмов и церквей). Таким образом политтехнологи из администрации президента пытаются оседлать все направления возможного развития ситуации: как «православно-имперский» вектор, так и напротив: языческо-сепаратистский. Этакая система сдержек и противовесов.

Впрочем в околотеррористической деятельности были замечены не только язычники-сепаратисты, но и «имперские патриоты». Наиболее ярким примером здесь безусловно является движение «Народное ополчение» (НОМП) экс-полковника ГРУ Владимира Квачкова, ныне находящегося в следственном изоляторе ФСБ «Лефортово» по обвинению в попытке организации вооруженного мятежа. В далеком 1992 году отставной полковник снялся в эпизодической роли в фильме «Черная акула», а человеку, хоть раз снявшемуся в эпизодической роли в кино, всегда ужасно хочется получить главную роль.

Видимо для этого Квачков и организовал в 2005 году инсценировку покушения на главу РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, после чего подвергся уголовному преследованию, в результате которого прославился на всю Россию, но в итоге всё-таки был оправдан коллегией присяжных заседателей. «Если он не стрелял в Чубайса, то непонятно, с какого перепугу он стал для многих героем народной мести? А если стрелял, но не попал – так, тем более, что в нем героического?», — звучал примерный диалог в оппозиционной тусовке.

В тоже время, тема возможного союза объединенной военной оппозиции и русских националистов — выглядит более чем серьезной и очень сильно беспокоит власть предержащих. Именно поэтому и создаются всевозможные «Народные ополчения» (НОМП), «Союзы офицеров и десантников» — подлинная цель которых не допустить подобного объединения, всячески дискредитируя этот процесс глупыми, несвоевременными, а зачастую и провокационными высказываниями, выраженными в мечтах о «реставрации» Советского Союза, пятиконечных красных звездах, серпасто-молоткастом флаге и дедушке Ленине, которого по какому-то недоразумению до сих пор забыли вынести из Мавзолея на главной площади новой России!

Русские националисты, даже с чисто исторической точки зрения, являются самыми последовательными противниками советской власти, а по сему данный «коммунизм с национальным уклоном» обходят стороной. Именно поэтому на конференциях околовоенной оппозиции, в том числе и всевозможных «ополчений», практически нельзя встретить молодых и дееспособных людей, готовых с оружием в руках отстаивать интересы России и русской нации.

От нашей публикации явно не веет оптимизмом. Неужели всё действительно так плохо и русский национализм на этом закончился? Ведь даже в лучшие годы ныне запрещенное ДПНИ, являющееся главным организатором «Русских маршей», не выводило на улицы десятки тысяч человек, так как из-за явно не арийской внешности своих лидеров, а также каких-то непонятных связей с администрацией президента — оно не вызывало большого доверия и симпатий у русской молодежи, даже у той её части, которая по традиции и ходила на подобные «марши».

Все лидеры националистов, которых мы наблюдали за годы правления Владимира Путина себя полностью дискредитировали и с этим в один голос сходятся абсолютно все комментаторы. В этой связи наш взор подает на ту организацию, а говоря точнее — на того человека, с которого собственно и начался русский национализм в новой России. Как вы уже догадались речь пойдет о «Русском национальном единстве» (РНЕ) и о его руководителе — Александре Баркашове.

Как недавно сказала ныне покойная заместитель директора информационно-аналитического центра «СОВА» Галина Кожевникова: «Люди РНЕ никуда не делись, они все остались». В это же время, все мы прекрасно помним, что после 2000 года, сразу после того как в «Русском национальном единстве» произошел знаменитый раскол, данная организация напрочь исчезла из информационного поля.

Сами баркашовцы объясняют это цензурой, мол ещё первый президент Академии российского телевидения Владимир Познер проговорился о том, что на телевидении существуют табуированные персонажи, которых запрещено показывать вне зависимости от ракурса (запрещены любые упоминания, как положительные так и отрицательные). «Я вам скажу, что мне был назван один человек, о котором мне сказали, «прошу его не приглашать». — Баркашов? — Я вам не скажу, кто именно. А насчет Баркашова тут тонкий вопрос», — заявил Познер в интервью для «Независимой газеты».

Собственно с того времени по российскому ТВ было всего пару сюжетов, где как-либо упоминалось РНЕ и то, речь идет о передачах, которые были посвящены событиям 1993 года, а не современной политической ситуации. Так что запрет, о котором проговорился Познер, судя по всему существует и по сей день. Впрочем это версия распространяемая баркашовцами.

Другие, автономные от организации Александра Баркашова фракции РНЕ в свою очередь заявляют, что тот «отошел от дел и ушел в монастырь». Данная версия выглядит ещё менее убедительной, хотя и не лишена рационального зерна. То, что это именно сам Баркашов свернул публичную деятельности своей организации — не вызывает никаких сомнений и раскол (возможно им и инсценированный) явился лишь очень удобным для этого предлогом.

Действительно, очень сложно представить руководителя РНЕ и его бойцов в маргинальном формате «Русского марша», который в годы правления Владимира Путина стал единственно возможным вариантом публичного существования националистов. Скорее всего, что именно для того, чтобы не участвовать в балагане — баркашовцы и свернули публичную деятельность, больше сосредоточившись на внутреннем (скрытом от широкой общественности) построении своей организации.

Отдельно следует сказать о других фракциях «Русского национального единства» — так называемых «РНЕ без Баркашова». К настоящему моменту стало известно, что подобные структуры были напрямую созданы в недрах администрации президента. Вот, что поэтому поводу не так давно писали российские СМИ:

«В Интернете разразился скандал, связанный с разоблачением известного блоггера, пишущего под псевдонимом «Белый Колонизатор». Им оказался член кремлевского движения «НАШИ» Иван Жмак. Его блог занимал первые строчки в Яндекс-рейтинге блогов рунета. По мнению специалистов, рейтинг был искусственно накручен и поддерживался модераторами Яндекса. Молодой человек специализировался на разжигании межнациональной розни, выкладывая в своем блоге видеоролики, основной сюжет которых – всевозможные издевательства кавказцев над русскими и наоборот.

Основную свою работу в проекте «Белый Колонизатор», член кремлевского движения «НАШИ» Иван Жмак также совмещал и с параллельной. Выяснилось, что парень ещё и являлся участником подставной экстремистской группировки «московское рне-орг», созданной по личному поручению Владислава Суркова для дискредитации настоящего РНЕ и его руководителя Александра Баркашова. Ловко меняя ники в интернете, Иван Жмак и другие члены банды публиковали различные вымышленные слухи и сплетни, и при этом даже не пытались отрицать свои связи с кремлевским движением «НАШИ» и гопниками из группировки футбольных фанатов «Гладиаторы», — сообщали средства массовой информации.

Другой активист «РНЕ без Баркашова», причем более того являющийся руководителем Магаданского филиала данной структуры — Алексей Щербаков оказался сотрудником Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ), а активист Уфимского филиала данной группировки — Константин Пермяков, недавно осужденный по четырем статьям УК РФ, и вовсе является членом партии «Единая России». В свете этой информации, мнение журналистов о том, что «РНЕ без Баркашова» было создано по личному поручению первого замглавы администрации президента РФ Владислава Суркова — находит своё подтверждение.

Тем не менее, сегодня времена изменились «управляемый национализм» Путина-Суркова закончился, а «Русское национальное единство» (РНЕ) под руководством Александра Баркашов напротив — активизировалось. Недавно данная организация, которую только ленивый не хоронил в интернете на протяжении этих 11 лет (с 2000 по 2011-ый), провела учредительную конференцию в Москве, что свидетельствует о всей серьезности намерений «вернуться в публичную политику». На знаковом мероприятии выступил и сам Баркашов, правда текст его речи так и не был публично обнародован на официальном сайте РНЕ, а всё ограничилось публикацией лишь нескольких фотографий и дежурного сообщения, а самом факте проведения такого собрания.

Что будет дальше с русским национализмом? — зависит от молодежи, но одно можно сказать точно, нулевые года закончились и так уж сложилось, что живыми оттуда вышли только те, кто активно начинал заниматься русским национализмом ещё в девяностые, так как все остальные сдулись. Разумеется, что произошло всё это не без помощи спецслужб, но тем не менее можно только позавидовать хитрости и продуманности действий Александра Баркашова, который использовал это время для сохранения и приумножения рядов собственной организации, не отвлекаясь на пустяки в виде «Русского марша». В итоге оказалось, что данная позиция проявила себя как наиболее правильная и мудрая, а по этому будущее русского национализма за РНЕ и Баркашовым.