Байден дожмет в Москве перезагрузочный лимон

В Москву прибыл с официальным визитом вице-президент США Джозеф Байден — второй человек в американской политической иерархии, которого за приверженность жесткому курсу во внешней политике американские СМИ часто называют не иначе, как «ястребом Обамы». Впрочем, как ожидается, на этот раз Байден собирается предстать в обманчивом обличии «голубя перезагрузки».

Как сообщает РИА «Новости», вице-президент США в ходе двухдневного визита в Россию планирует вплотную заняться перезагрузкой двусторонних отношений по линии бизнеса, а также подтвердить поддержку Вашингтоном процесса присоединения РФ к ВТО. Таким образом, судя по повестке дня, нетрудно догадаться, что Байден к нам приехал, чтобы «дожать до последней капли» тот «перезагрузочный лимон», который и так уже успел набить оскомину здравомыслящей части российской общественности.

В частности, одним из первых пунктов визита Байдена стало посещение центра «Сколково», где в присутствии первого вице-премьера России Игоря Шувалова компания «Аэрофлот» заключила контракт с корпорацией Boeing на приобретение восьми широкофюзеляжных самолетов «Боинг-777». Стоит заметить, что данное действо менее всего напоминает обещанные американцами инвестиционно-технологические вливания в российский инновационный сектор. Скорее, наоборот, в данной ситуации имеет смысл говорить об очередном широком жесте российских властей, которые не устают оказывать поддержку заокеанскому производителю.

Еще одной темой переговоров с участием главы российского государства Дмитрия Медведева (они запланированы на сегодняшний вечер) станет вопрос вступления России в ВТО, который в качестве весьма сомнительной «морковки» уже в течение многих лет раскачивается Вашингтоном перед носом российского руководства. При том, что в снятии последних ограничений для доступа на российский рынок в первую очередь кровно заинтересованы сами американские компании. США продолжают позиционировать этот шаг в качестве перезагрузочного «алаверды» Москве, чуть ли не равноценного тем многочисленным уступкам, которые уже были сделаны российским руководством в рамках «перезагрузки» (в этой связи достаточно вспомнить кардинальное изменение нашей позиции по Ирану и расширения сотрудничества с НАТО в деле транзита грузов в Афганистан).

Накануне визита Байдена влиятельный представитель американского экспертного сообщества, директор по России и Евразии в Совете национальной безопасности США Майкл Макфол заявил о том, что «двусторонний переговорный процесс практически завершен, и сейчас он входит в многостороннюю фазу. Мы надеемся завершить процесс в течение этого года». При этом стоит ожидать, что Дмитрий Медведев и Владимир Путин (который также должен встретить с Байденом в эти дни) поднимут вопрос о содействии со стороны США ускорению переговорного процесса о вступлении в ВТО, который в настоящее время уперся в «грузинский вопрос». Как известно, Грузия, будучи членом ВТО, с которым Москва вынуждена согласовать условия своего вступления в эту организацию, требует допустить своих пограничников и сотрудников таможни на российско-абхазскую и российско-югоосетинскую границы. Что является невыполнимым требованием для Москвы, которая рассматривает признание независимости этих республик как свершившийся факт, более не подлежащий обсуждению.

Очевидно, что Вашингтон, который в отличие от Москвы никогда не занимается геополитической благотворительностью, постарается продать свои возможности по оказанию давления на Михаила Саакашвили как можно дороже. В качестве разменной монеты в данной ситуации может выступить внешнеполитический нейтралитет Москвы (или хотя бы ее молчаливое согласие) на реализации планов Вашингтона по социально-политическому переформатированию Ближнего Востока и стран Магриба. Скорее всего, Байден, известный своим агрессивным стилем на внешнеполитической арене, попытается прощупать настрой российского руководства по отношению к возможности военной интервенции США в Ливию.

Визит вице-президента США комментирует ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев:

— Визиты Джозефа Байдена, как правило, преследуют две цели. Они либо направлены на подтверждение уже сложившегося формата отношений с теми или иными странами. Либо напротив, вице-президент США осуществляет визиты, которые носят скорее зондирующий характер в те государства, куда не ездит Обама (по целому ряду причин — либо в силу политической нестабильности, либо потому что Вашингтону просто нечего сказать их руководству). В последнем случае Байден пробрасывает инициативы, которые в будущем могут быть озвучены президентом США.

По моему мнению, в нашу страну он едет для того, чтобы подтвердить уже сложившийся формат отношений. То есть, он направлен не столько на перспективную оценку настроений российского руководства, сколько на то, чтобы зафиксировать уже сложившуюся конструкцию двусторонних отношений. А по отдельным вопросам провести дополнительное согласование позиций как в случае с событиями в Ливии и в целом на Ближнем Востоке.

Байден является одним из высокопоставленных американских политиков, который выступает за ужесточение позиции по Ливии вплоть до военного вторжения. Если говорить о том, кому в американском истеблишменте было бы выгодно расшатывать ситуацию в странах Магриба и на Ближнем Востоке, то это как раз вице-президент Байден и ряд его ближайших помощников. Поэтому можно предположить, что в ходе предстоящих переговоров Байден будет прощупывать почву относительно реакции нашей страны на возможную интервенцию.

Кроме того, я ожидаю, что по вопросу вступления России в ВТО Байден еще раз подтвердит позицию США, поскольку эта тема дает возможности Обаме и его администрации заявить о т.н. «экономической перезагрузке». Кроме ВТО сюда же относится участие американских компаний в сколковском проекте. Нам в очередной раз будет обещано, что как только Россия вступит в ВТО, в отношении нее будет сразу прекращено действие уже изрядно набившей оскомину поправки Джексона-Вэника. А это позволит Обаме укрепить идею перезагрузки отношений с Россией как одном из важнейших успехов его администрации на внешней арене. Ему важно сказать своим избирателям, что помимо разоруженческого договора СНВ-3, мы еще решили проблему интеграции России в глобальную торговую структуру. Тем самым США окончательно открывает для себя и западных компаний российский рынок, что позволяет им более активно играть на нем. Это важная компонента внешнеполитической стратегии США.

Кстати говоря, за более чем два года деятельности на посту президента, Обаме нечего, по сути, предъявить своим избирателям в качестве значимой победы во внешней политике. По всем остальным направлениям особыми успехами его команда похвастать не может. А заявить о каком-то важном достижении правящей партии в США необходимо уже в ближайшее время, когда начинается предвыборная кампания. Не случайно Байден едет в Россию именно сейчас, перед наступлением лета. Потому что тогда Обаме и Байдену будет уже не до России. Им нужно будет решать вопрос, каким образом они поведут свою предвыборную кампанию, чтобы выиграть очередное электоральное столкновение с республиканцами.

Сейчас в экспертном сообществе активно обсуждается тема возможного размена, который будет предложен России за помощь США в решении «грузинского вопроса» в процессе вступления в ВТО. Однако, как я понял, грузинское руководство вчера заявило, что не будет препятствовать вступлению России в эту организацию. Так что тема — надавят ли США на Грузию и что мы им пообещаем взамен – неактуальна. Судя по всему, они уже надавили, а мы, в свою очередь, уже уступили. Все было решено еще до визита Байдена — переговоры с США завершились еще в сентябре, а потом вступление РФ в ВТО одобрил и Евросоюз.

Главной уступкой со стороны России стал отказ от дальнейшей поддержки Ирана и в, частности, скандальная история с нашим отказом выполнять свои обязательства по поставке Тегерану противоракетных комплексов С-300. Но это еще не все. После Ирана еще была Северная Корея, мы также поддержали ужесточение санкций в рамках глобального режима нераспространения — Москва по всем этим вопросам так или иначе подыгрывала Вашингтону. К числу уступок можно отнести и расширение транзита в Афганистан через территорию РФ. В общем, нетрудно убедиться в том, что количество уступок с нашей стороны непропорционально велико по сравнению с отмашкой Вашингтона на вступление России в ВТО. Впрочем, российское руководство предпочитает преподносить это не как уступки с нашей стороны, а скорее как «шаги, направленные на укрепление отношений».

Третья тема переговоров интересна не столько США, сколько российскому руководству. Речь идет об американских планах по размещению в Европе элементов американской ПРО и возможности координации усилий в рамках т.н. общеевропейской системы ПРО. Как известно, последние заявления представителей НАТО и Пентагона о готовности США вернуться к планам размещения элементов своей противоракетной обороны в Восточной Европе вызвал достаточно резкую реакцию в Москве. Дело в том, что ранее это рассматривалось как один из наиболее весомых достижений в рамках пресловутой «перезагрузки» (пожалуй, наравне с подписанием договора СНВ-3). Кроме того, по-прежнему актуальна проблема расширения НАТО на восток. Не случайно после Москвы Байден сразу летит в Кишинев. Я напомню, что Молдавия — это одна из трех стран, которые рассматриваются Вашингтоном в качестве потенциальных членов альянса (речь идет о Грузии, Молдавии и Азербайджане).

Честно говоря, я пока не вижу особых возможностей у российского руководства противодействовать такому развитию событий. Тот же вопрос о передислокации в Польшу американских истребителей F-16 Госдеп США позиционирует исключительно как тему американо-польских отношений. Что же касается проблемы ПРО, то здесь все было ясно с самого начала. Когда на саммите НАТО в Лиссабоне Дмитрий Медведев предлагал европейцам подумать о создании совместной общеевропейской системы ПРО на паритетных началах, ему ответили отказом. Причем, прямым текстом, а потом официально подтвердили, что НАТО в услугах России не нуждается. Еще в 2009 году из министерства обороны США приезжал Вершбоу и честно признался, что американцы хотят и готовы обсуждать эту тему, но вряд ли готовы прийти к какому то предметному решению по ней. Просто потому, что американцам не нужна Россия в американской системе ПРО.

Если резюмировать, визит Байдена вряд ли потянет на исторический — не тот уровень. К тому же, по большому счету, администрация Обамы все свои основные задачи на российском направлении решила. Теперь ей важно сохранить то, что имеет и грамотно преподнести это во внутриполитическом контексте, чтобы в последующем использовать эту электоральную карту. Байден, скорее всего, будет подтверждать существующий и выгодный Вашингтону формат отношений, уходя от скользких тем или, по крайней мере, пытаясь придать им более мягкий контекст. Однако не стоит рассчитывать на то, что американцы откажутся от хотя бы одного своего принципиального положения.

Единственной интригой московского визита станет встреча Байдена с Путиным. Потому что в свое время вице-президент США, как известно, не захотел возглавлять совместную комиссию Путин-Байден (по аналогии с межправительственной комиссией Гор-Черномырдин). Потому что, по его мнению, «с Путиным лучше дела не иметь». В этой связи интересно, состоится ли такая встреча и если да, то будет ли она носить протокольный характер.