Ливийское оружие еще доставит неприятности Европе

Когда Муамар Каддафи активно закупал оружие в 1970-х и 1980-х годах, накапливая ошеломляющие запасы современных систем вооружения, поступавшего как с Востока, так и с Запада, Соединенные Штаты предупреждали, что Ливия грозит стать одной из самых «избыточно вооруженных» стран мира.

Если вооруженные силы из Соединенных Штатов и Организации Североатлантического договора (НАТО) решат установить «бесполетную» зону над Ливией, европейцам придется столкнуться со своими собственными системами вооружений, которые обратятся против них.

Кроме российских самолетов Су-24, Ту-22, а также истребителей-бомбардировщиков МиГ-25, Ливия также имеет на вооружении «Миражи» французского производства, учебные летательные аппараты Dassault Falcon и вертолеты Aerospatiale.

Итальянцы снабдили Ливию учебно-тренировочными аппаратами SIAI-Marchetti в количестве более 120 единиц, французы — ракетами Crotale класса «земля-воздух», Соединенные Штаты — транспортными самолетами Lockheed C-130, а британцы — боевыми танками Saladin и бронемашинами Ferret.

Среди оружия, поступившего из Европы, есть также винтовки из Бельгии, гаубицы из Швеции и система противовоздушной обороны Artemis из Греции.

Вооружаясь благодаря росту нефтяных доходов, ливийский лидер скопил огромный арсенал оружия, в который входило даже вооружение из необычного источника — из Бразилии.

Бразильцы поставили более тысячи единиц боевых машин пехоты и бронемашин Cascavel и Urutu в начале 1980-х годов (их можно использовать против гражданских демонстрантов).

Питер Веземан, ведущий исследователь в Программе поставок оружия Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI), заявил IPS, что Ливия по-прежнему во многом зависит от тех крупных арсеналов оружия, которые она накопила в 1970-е и 1980-е.

«Многое из купленного тогда было отправлено на хранение, потому что у Каддафи даже не было технического персонала для этого оружия», — сказал он.

Большой вопрос, сколько из этого оружия все еще пригодно для использования после двенадцати лет эмбарго на поставки оружия, введенного Соединенными Штатами и Западной Европой в середине 1980-х.

«Конечно, оно уже устарело и не соответствует, например, потенциально возможной хорошо организованному авианалету США или НАТО», — добавил Веземан.

Тем не менее, подавляющая часть ливийского оружия имеет советское (а позднее и российское) происхождение, отмечают аналитики в области вооружений.

Во время празднований в честь двадцать пятой годовщины военного переворота, который привел Каддафи к власти, более тысячи советских боевых танков Т-62 и Т-72 были продемонстрированы народу в рамках парада в сентябре 1994 на улицах Триполи.

На прошлой неделе Сергей Чемезов, директор российской компании, занимающейся экспортом оружия, заявил, согласно цитатам агентств, что Россия, судя по всему, потеряет более четырех миллиардов долларов на контрактах с Ливией.

Но он признал, что с 1992 года Россия не продавала Ливии никаких переносных зенитно-ракетных комплексов, которые могли бы быть использованы против западных самолетов.

По данным статистики Европейского Союза, которые привела New York Times на прошлой неделе, Италия была крупнейшим среди стран Евросоюза экспортером оружия в Ливию, в то время как ливийские инвесторы, как говорят, контролируют 2% в итальянской аэрокосмической и оборонной компании Finmeccanica.

Кстати, Соединенные Штаты выделили 330 тысяч долларов на обучение ливийских солдат и военного персонала по программе Международного военного обучения и тренировки (International Military Education and Training — IMET) в 2010 году, а в 2011 эта сумма увеличилась до 350 тысяч долларов.

Но программа иностранной помощи США в Ливии была сконцентрирована на «укреплении обязательств Ливии в плане отказа от оружия массового уничтожения (ОМУ), борьбы с быстро возрастающей террористической угрозой со стороны Аль-Каиды в регионе, а также содействия созданию профессиональных и эффективных правоохранительных органов и военных служб, которые уважали бы международные нормы и практику», отмечают в Госдепартаменте.

Веземан заявил IPS, что Ливия была заинтересована в закупках новых крупных систем вооружений после того, как эмбарго ООН и ЕС были сняты в 2003-2004 годах.

Но несмотря на разного рода неподтвержденные сообщения о том, что были подписаны соглашения о крупных сделках, нет никаких причин полагать, что с 2004 года в страну были поставлены какие-либо крупные вооружения, за исключением нескольких противотанковых ракет Milan из Франции.

Он при этом сказал, что производители оружия, при поддержке на высоком уровне со стороны своих национальных правительств в Великобритании, Франции, Италии и России все очень агрессивно занимались маркетингом своей продукции в Ливии в последние годы.

«Было большое желание продавать, но Каддафи, судя по всему, очень внимательно относился к подписанию контрактов», — отметил он.

Веземан также заявил, что некоторая часть из того оружия, что у него уже имелось, по достоверным данным, была обновлена или модернизирована в последние годы.

Британская компания GDUK предоставила системы связи для использования в танках Т-72, а францзская Dassault обновила несколько (до 12 единиц) боевых самолетов Mirage F-1, два из которых, возможно, были теми, которые перелетели на Мальту неделю назад.

Итальянская Finmeccanica занималась восстановлением и обновлением транспортных вертолетов СН-47, также с ней был заключен договор на модернизацию систем тяжелой артиллерии Palmaria.

Веземан сказал, что Ливия также вкладывала средства в проекты по защите границ, закупая наблюдательное оборудование и самолеты наблюдения ценой в сотни миллионов евро у Finmeccanica в последние несколько лет.

Ливия также пыталась заполучить большое количество винтовок, говорит он.

Украина в 2006-2007 сообщала, что экспортировала в Ливию 101 500 винтовок, а российская компания, по сообщениям, получила контракт на поставку еще полумиллиона винтовок.

Бельгийская компания продала небольшую партию винтовок на основе высоких технологий в Ливию несколько лет назад, а итальянская компания поставила партию полицейских винтовок год назад, говорит Веземан.

«Есть причина верить, что еще больше было поставлено из других источников. Это новое оружие было добавлено к большому арсеналу, который накопила Ливия в 1970-80-х годах, и который по-прежнему может быть использован», — говорит Веземан.

Он также прогнозирует, что авиаудар США/НАТО по Ливии, без особых сомнений, быстро уничтожит ее крупное вооружение — примерно так же, как это было с Ираком в 1990 и 2003 годах.

«Однако, любые наземные операции могут обернуться такими же проблемами, как и в случае с Ираком. С огромным количеством стрелкового оружия и легкого вооружения вокруг каждому, кто хочет сражаться, будет очень легко достать требуемое оружие», — добавляет Веземан.