Франция заступилась за Россию

Оказывается, во время войны 08.08.08 мы были не так уж одиноки. Среди оголтелого, осуждающего хора слышались и здравые голоса. Например, Франция не только выступила на стороне России, но и резко осадила две европейские страны, жаждавших нашей «крови». Париж тогда пригрозил воспрепятствовать польско-шведской инициативе по сближению Евросоюза и республик бывшего СССР, если Варшава и Стокгольм не смягчат свою позицию по российско-грузинскому конфликту. Документы, свидетельствующие о событиях тех дней минувших, опубликованы в очередной порции международного компромата WikiLeaks.

Информация «об особой точке зрения Франции» стала известной из конфиденциального письма поверенного в делах США в Швеции Роберта Силвермана, который проинформировал Вашингтон о состоявшейся беседе с заместителем руководителя восточноевропейского сектора шведского МИДа Йоханом Фриселлом.

В чем суть? Французы, преследуя свой корыстный интерес, пообещали шведам политическую Полтаву, если те (и некоторые другие) не умерят свой воинственный пыл в отношении России. Конкретно – француза пригрозили заблокировать инициативу «Восточное партнерство». Между прочим, горячие шведские парни на тот момент действительно «пылали». Так, на саммите в Вашингтоне в 2008 году представитель Швеции Бьерн Лирвалл открыто призывал помочь Медведеву в пику Путину и тем самым расколоть российский властный тандем. Еще Лирвалл заметил: «прежние методы сотрудничества больше не будут работать». Другие участники обсуждения согласились с подобным мнением, дескать, если удастся усилить позиции Медведева, то Россия станет «более современной и цивилизованной».

Но вернемся к «Восточному партнерству». Этот план (Швеция и Польша — основные соавторы проекта) предусматривает создание надгосударственного образования из Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана. По замыслу организаторов, Европейскому союзу отводится роль «старшего брата» по развитию этих государств и для обустройства там «гражданского общества». Ради «благой» цели «не жалко» даже введения безвизового режима.

В отличие от «Европейского соседства», «Восточное партнерство» предусматривает конкретные сроки исполнения «мечтаний». Например, создать зону свободной торговли планируется уже к 2012 году. Пояснив, что эта зона распространится на перемещение товаров, оказание услуг и другие виды экономической активности, Фриселл в беседе с Силверманом сказал, что «Восточное партнерство» является в сущности «приглашением» этим шести государствам присоединиться к внутреннему рынку ЕС. Косвенный эффект оно окажет и на состояние дел с безопасностью в регионе, хотя пока это задача второстепенная.

Москва игнорирует план «Европейского соседства» отчасти из-за серьезной недооценки методов мягкого воздействия, применяемых Брюсселем. «Восточное партнерство» возымеет успех постольку, поскольку русские не заметят мер по сотрудничеству в области безопасности, считает шведский дипломат. Ведь в рамках «Восточного партнерства» предполагаются совместные учения и переговоры между штабами, но эти же мероприятия предлагались и России перед ее конфликтом с Грузией.

В результате российско-грузинского противостояния Польша обрушилась на Россию с жесткой критикой. Со своей стороны Франция стремилась смягчить позиции стран ЕС, так как была крайне заинтересована в подписании контракта между российским «Газпромом» и французской «Gaz de France Suez» по совместному участию в строительстве газопровода «Северный поток». Кроме того, тогда французы вступили в переговоры с РФ о продаже десантных военных кораблей класса Mistral.

Из беседы дипломатов стало также ясно, что официальный Стокгольм не возражает в принципе против проекта «Северный поток», поскольку диверсификация источников получения энергоресурсов означает снижение зависимости от тех или иных поставщиков.

Трудности возникли с экологической экспертизой — первый же пакет документов о прохождении газопровода через шведскую экономическую зону, представленных для одобрения, оказался столь «ужасающим», что срок выдачи положительного заключения отодвинулся минимум на год. Но, напомнил дипломат, на согласование проекта строительства успешно действующего ныне моста из Швеции в Данию ушло 8-10 лет из-за трудностей, вызванных решением именно экологических вопросов. Получение разрешения на прохождение «Северного потока» через исключительную экономическую зону Швеции займет не меньше времени, считает Фриселл. Что ж, хоть здесь удалось, нагадить.