Белорусский «майдан» был профинансирован Западом

Польские СМИ опубликовали документы, подтверждающие, что акции белорусской оппозиции в преддверии выборов 19 декабря прошлого года и последовавшие за выборами протестные мероприятия спонсировались польскими государственными структурами.

О том, что разношерстная белорусская оппозиция Александру Лукашенко имеет мощную поддержку из-за рубежей республики, говорят уже не один год. После «цветных революций» в Грузии и на Украине и последующей попытки устроить в 2006 году «майдан» в Минске в этом, казалось бы, уже можно было перестать сомневаться.

Подтверждают факты прямого финансирования «дела Свободы» на вашингтонском сленге и разоблачения WikiLeaks, которые поведали о том, как сотрудники американских некоммерческих организаций (НКО) завозили в Белоруссию неучтенный «черный нал» в долларовой валюте. А когда проявившие излишнее рвение литовские таможенники арестовали одного такого курьера, извиняться перед американским посольством пришлось уже министру иностранных дел и генеральному прокурору Литвы. При этом литовский МИД предложил, во избежание подобных недоразумений впредь, услуги своих собственных дипломатов по передаче «черного нала» для «реализации всеобъемлющей цели правительства США привнести демократию в Беларусь».

Впрочем, в 2009-2010 гг., по мере очередного охлаждения отношений между Минском и Москвой и, напротив, укрепления его сотрудничества с т. н. «Восточным партнерством», многим стало казаться, что западная поддержка антилукашенковской оппозиции пошла на убыль. Более того, по мере разрастания с середины минувшего лета информационного конфликта между Москвой и Минском стала казаться все более правдоподобной периодически озвучиваемая информация о том, что, потеряв надежду на западных спонсоров, белорусские оппозиционеры обратили свои очи на Восток. Во всяком случае, лично президент Белоруссии Александр Лукашенко в интервью французской Le Figaro утверждал: «У нас есть факты. Владимир Некляев и Андрей Санников — это люди, которые сегодня финансируются Россией».

Белорусские официальные СМИ, правда, более мягко утверждали, что оппозиционных кандидатов финансируют не российские государственные структуры, а олигархические финансово-промышленные группировки, имеющие свои бизнес-интересы в Белоруссии. Газета «Советская Белоруссия», ссылаясь на спецслужбы страны, в частности, сообщала, что 1 и 2 сентября бывший кандидат в президенты Владимир Некляев и организатор движения «Говори правду» (ГК ГП) Александр Федута ездили в Москву «с целью установления контактов» с сотрудниками кремлевской администрации для оказания «финансовой и методической помощи» ГК ГП по выдвижению Некляева на предстоящих выборах.

Некляев и Федута встречались с бывшим главой администрации президента и нынешним руководителем Международного финансового центра России Александром Волошиным, с которым обсудили «возможное финансирование ГК ГП со стороны крупного бизнеса, в сферу интересов которого входит приобретение по минимальным ценам крупных промышленных предприятий и перспективных земельных участков для строительства». Кроме того, по данным спецслужб, Владимир Некляев и Андрей Санников встречались с неким представителем Кремля, которому предлагали «вариант экономической блокады Республики Беларусь посредством объявления опасными для здоровья белорусских товаров». В материалах «Советской Белоруссии» пояснялось, что цель этого плана заключалась в потере Минском выхода на российский рынок и возникновении проблем в экономике республики.

Впрочем, незадолго до декабрьских выборов Минск и Москва опять помирились, и президентские выборы 19 декабря в целом нареканий со стороны Москвы не вызвали. Зато эти выборы, а также последующие разгоны митингов оппозиции и арест большинства кандидатов-противников Лукашенко вызвали настоящую истерику на Западе. США и Евросоюз снова стали вводить отмененные было санкции против Лукашенко и других представителей белорусского руководства, Лукашенко снова был объявлен «последним диктатором Европы», стали разрабатываться еще более масштабные планы давления на Белоруссию.

Белорусские СМИ в ответ подробно рассказали, как и на чьи средства содержался каждый из белорусских оппозиционеров. О «российском факторе» теперь уже упоминалось лишь мимоходом. Зато много говорилось о финансировании оппозиции из государственных структур и общественных организаций западных стран — Германии, Польши, США и других.

Как сообщала в январе «Советская Белоруссия», в начале 2009 года аналитики западных спецслужб (в первую очередь — Польши и Германии) пришли к выводу, что нужно изменить подход к Белоруссии. «Объединенная оппозиция», созданная бывшим руководителем германской внешней разведки (БНД) Хансом-Георгом Виком, распалась из-за «разновекторных интересов ее руководителей». Милинкевич был уличен в «откровенном лоббировании польских внешнедипломатических интересов», «вольном расходовании финансирования» и махинациях, связанных с деятельностью его жены. Авторитет «Белорусского народного фронта» упал из-за интриг и публичных скандалов.

В итоге Запад решил создать в Белоруссии новую оппозиционную среду, политическую силу, которая использует предстоящие президентские выборы «как решительную атаку на власть». Такой силой должно было стать движение «Говори правду» (ГК ГП), которая и выдвигала Владимира Некляева.

Общая стоимость кампании Владимира Некляева составила $16,5 млн: по $3 на каждого из необходимых 5 млн избирателей плюс 10% бюджета на непредвиденные расходы. Стоимость беспорядков высчитана как $500 000: по $10 на каждого из 50 000 человек. Закупка инвентаря для организации акций обошлась в $450 000, хранение и доставка — $100 000.

Как следует из опубликованной аналитической записки, члены директората ГК ГП сообщили, что средства на деятельность движения выделяли официальные структуры Евросоюза. По их мнению, ни одна страна не может единолично предоставлять столь большие суммы. При этом в схеме финансирования «Говори правду» главным участником была Германия, а также Польша.

Координатор кампании Сергей Возняк использовал в качестве основного канала доставки денег в Белоруссию курьеров из числа студентов Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе. Молодые люди, как правило, пешком переходили белорусско-литовскую границу, чтобы снизить риск личного досмотра. За раз иногда перевозилось до $150-200 тыс.

В Белоруссии деньги сразу раздавали членам директората ГК ГП. Деньги для курьеров лежали в специально зарезервированных банковских ячейках в Литве, Польше, Эстонии и Латвии. Из оперативных сводок следует, что работу ГК ГП координировал из-за рубежа некий «малый штаб», который передавал указания Федуте. Кроме того, накануне президентских выборов 19 декабря Владимир Некляев общался с послами Польши, Германии и Швеции «по вопросу предстоящего несанкционированного митинга». Оппозиционер встречался с председателем Европарламента Ежи Бузеком, главой МИД Польши Радославом Сикорским, президентом Чехии Вацлавом Клаусом и министром иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, которые обещали оказать ему личную поддержку.

Из других материалов следует, что кандидат в президенты на декабрьских выборах 2010 года Алесь Михалевич «проходил обучение» в Англии, выезжал в Польшу, а также в Германию. На допросе Михалевич рассказал, что финансирование Белорусского народного фронта (БНФ) осуществляется в основном из США, Германии и Польши, при этом основная часть грантов разворовывалась верхушкой партии.

Другой кандидат, Ярослав Романчук, получил $150-200 тыс. от Международного республиканского института (IRI — International Republican Institute) на проведение «локальных акций», после чего уехал в Германию и США для получения дополнительных денег.

Финансированием оппозиционного интернет-ресурса «Хартия-97», агитировавшего за Андрея Санникова, занимался Олег Бебенин. Он получил грант в $211 000 от сотрудницы «Хельсинкской группы США» Кэтрин Фитцпатрик, $6000 — от Международного фонда «Фронтлайн», €26 500 — от «Альянса либералов и демократов «За Европу» и $98 000 — от норвежского Хельсинкского комитета.

Александр Федута и директор исследовательской лаборатории «Новак» Андрей Вардомацкий в ходе избирательной кампании планировали получить у иностранных спонсоров на сбор подписей около $400 000, на агитационную кампанию — $600 000. Бывший главред газеты «Комсомольская правда в Белоруссии» Ю.Слуцкая заявила, что ей на медийное сопровождение необходимо $100 000. Доверенное лицо Некляева Сергей Возняк «запросил» $250 000 на изготовление печатной продукции. В сентябре руководитель некляевского штаба Андрей Дмитриев должен был получить $150 000. На Федуту выходил председатель Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич, который предложил за $1 млн помочь в продвижении Некляева и снять свою кандидатуру в его поддержку. Члены ГК ГП предположили, что это — провокация.

В свою очередь, Александр Козулин был готов за материальное вознаграждение помогать в выдвижении в президенты Некляева, а свое участие в выборах рассматривал как возможность заработать денежные средства. Андрей Санников на переговорах с Некляевым заявил, что его сотрудничество будет стоить не менее $500 000.

В обнародованных «Советской Белоруссией» оперативных сводках есть и данные о финансировании конкретно акций протеста после выборов. Так, согласно публикации, лидер «Молодого фронта» Дмитрий Дашкевич получил от Николая Статкевича $70 000 на организацию «боевых групп» для участия в беспорядках, а также деньги от одной из «иностранных некоммерческих организаций». При этом Дашкевич якобы присвоил себе часть средств, купив автомобиль «Крайслер», который, в целях недопущения «дискредитации» Дашкевича, зарегистрирован на А.Палаженко (очевидно, зампредседателя «Фронта» Анастасию Палаженко), сообщала GZT.RU.

Стоит ли говорить, что оппозиция категорически заявила, что все вышеприведенные сведения являются клеветническими…

Но вот и польская Rzeczpospolita сообщает, что ею от неизвестного лица получены материалы переписки главы польского МИД Радослава Сикорского с польским посольством в Белоруссии. Как сообщает ИА Регнум, в этих тайных депешах Сикорский отдает прямые указания своим подчиненным, которые трудно расценить иначе, чем приказ вмешиваться во внутренние дела соседнего суверенного государства. Rzeczpospolita отмечает, что, согласно этой переписке, в ноябре 2010 года, еще до президентских выборов, Радослав Сикорский распорядился, чтобы посольство в Минске из собственных фондов заплатило оппозиционной организации «Движение вперед» Владимира Некляева €80 000 на послевыборную манифестацию.

Rzeczpospolita отмечает, что после выборов МИД Польши хотел оказывать влияние на деятельность белорусской оппозиции. «В связи с арестами оппозиционеров посольству следует срочно активизировать сотрудничество с Александром Милинкевичем. Он является наиболее подходящим кандидатом на должность лидера оппозиции», — отдает приказ Сикорский своим сотрудникам в Минске.

Конечно, МИД Польши поспешил назвать все эти документы «фальшивками». Пресс-секретарь МИД Марцин Босацкий отметил, что соответствующие органы намерены найти автора анонимок. «Это будет трудно, но, по крайней мере, удастся определить, с запада или востока действуют неизвестные», — отметил экс-глава управления охраны государства Громослав Чемпиньский, который не исключил, что «фальшивки» могут быть написаны профессионалами — лицами, связанными со спецслужбами.

Не исключено, пишет газета, что в подготовке пакета документов участвовал бывший сотрудник польского МИД или дипломатического ведомства другого государства, который ориентируется в том, как писать т. н. кларисы — нешифрованные тайные депеши, которые часто используются в дипломатической переписке.

Однако, отмечает Rzeczpospolita, пакет депеш содержит и такие документы, которые могут оказаться оригиналами: например, визовые анкеты участников польской стипендиальной программы имени Калиновского или перечень планируемых расходов консульства Польши в Бресте на работу с поляками Белоруссии. Издание отмечает, что эти документы никому не предоставляются; следовательно, либо их выкрали, либо они были получены другим путем.