Ситуация в Ливии: для России настал момент истины

Ситуация в Ливии в очередной раз обнажила творческое бессилие и какую-то высокопарную продажность российской дипломатии.

Чего стоит, к примеру, вброс в первый день весны через Интерфакс следующего похабного мнения «источника в Кремле»: «Мы исходим из того, что даже если Каддафи удастся сейчас загнать ситуацию вглубь, он — живой политический труп, которому не место в современном цивилизованном мире»!

Интересно, кто это у нас там, «за зубцами», такой цивилизованный? Счастливо воспринимающий себя в качестве полномочного, так сказать, представителя аж «современного цивилизованного мира», позволяющий себе обыгрывать на законном главе другого государства — члена ООН название произведения Льва Николаевича Толстого?

Неужели неясно, что чем бы ни были вызваны подобные высказывания, они не достойны нашей страны и, по сути, являются сигналом к другим государствам относиться к нам точно так же?

Другой пример.

26 февраля в числе прочих государств — членов Совета Безопасности ООН Российская Федерация проголосовала за Резолюцию 1970, вводящую санкции против Ливии и ее руководства.

На каком основании Российская Федерация приняла на себя всю полноту ответственности за последствия этого решения?

Где факты и документы, которые бы доказывали, что в Ливии произошли «грубые и систематические нарушения прав человека, включая подавление мирных демонстраций», «широкомасштабные и систематические нападения на гражданское население», которые «могут квалифицироваться как преступления против человечности»?

Как можно было голосовать за резолюцию, в которой уже во втором абзаце на голубом глазу говорится о наличии — внимание! — «подстрекательства к вражде и насилию в отношении гражданского населения со стороны правительства Ливийской Арабской Джамахирии на самом высоком уровне»?

Гениальная формулировка, слов нет! Фактов здесь незачем и спрашивать. Миру предъявили совершенный образец проникновения в суть происходящего в Ливии. Что такое «подстрекательства к вражде и насилию в отношении гражданского населения» со стороны Каддафи? Он что, по ночам ходит по улицам и подстрекает? Вне всяких сомнений, никто, как в известном анекдоте из чапаевской серии про квадратный трехчлен, этого не только понять не в состоянии, но даже и представить. Однако члены Совбеза как-то умудрились.

И здесь, как и в «живом политическом трупе», ощущается наследие великой русской литературы. Уж не наш ли постпред в ООН Виталий Иванович Чуркин, который вот уже 10 лет так клянет талибов, что его даже американцы время от времени пытаются сдерживать, приложил к этому художественный талант?

А позавчера министр иностранных дел России заявил журналистам: «Россия не рассматривает иностранное, тем более вооруженное вмешательство в качестве средства разрешения кризиса в Ливии».

Как понимать это витиеватое высказывание? Мол, не рассматриваем как средство, т. е. Россия не поддержит очередную резолюцию Совбеза? Но 8 лет назад американцы и британцы начали войну против Ирака без всякой специальной резолюции, опираясь на предыдущие похабные резолюции, за которые 13 лет исправно голосовала постоянный член Совета Безопасности ООН Российская Федерация.

И как можно понять советы Лаврова типа того, что «ливийцы должны решить свои проблемы… не с помощью оружия, а исключительно политическим путем» в ситуации, которую он сам же теперь определяет как «гражданская война»? Все ливийцы должны без помощи оружия — или это касается только правительственных ливийцев? И не является ли в ситуации гражданской войны принятие антикаддафийской Резолюции 1970 прямым вмешательством «мирового сообщества» во внутренние дела Ливии на стороне повстанцев?

Если ко всему этому добавить отменно дезинформационные репортажи государственного телеканала «Россия», с каким-то болезненным сладострастием разоблачающего «тирана» и прославляющего «восставший народ», то нашу государственную официальную дипломатию придется признать не просто филиалом Немцова и Лимонова, но и неким троцкистским штабом по раздуванию пожара «мировой революции».

Впрочем, Немцов — это слишком высокие материи, поскольку, по опять же специально организованной утечке из Кремля, все в итоге может сводиться к банальной торгашеской сделке в ходе сегодняшнего визита вице-президента США Джо Байдена «Ливия в обмен на ВТО»: США убедят Грузию снять возражения против вступления России в ВТО, а Россия и дальше пусть жизнерадостно «сдает» Ливию.

Обсуждать поведение западных держав (прежде всего США и Великобритании, а также НАТО в целом) по отношению к Ливии малоинтересно. Здесь все ясно: США переформатируют свою «бензоколонку Большого Ближнего Востока», на Ливии это хорошо организованное переформатирование вдруг застопорилось, поэтому Ливию будут ломать, при необходимости вгоняя в каменный век. Югославия, Афганистан, Ирак и т. д.

Но сколько еще будет продолжаться российский позор? Сколько еще российская дипломатия будет оставаться горбачевской, т. е. беспринципной и «прагматичной», когда итогом всех встраиваний и разменов оказывается опускание достоинства страны и русских ниже плинтуса? И когда особенно глупой эта «прагматичность» смотрится на фоне практически неизбежной потери нами контрактов и доходов от услуг на десяток миллиардов долларов вкупе с неизбежным потом списанием нами долгов Ливии.

20 лет назад предали в Афганистане Наджиба, затем — Милошевича, теперь — Каддафи, шатер которого с широкой улыбкой еще три года назад размещали прямо внутри Кремля. Нас больше совсем не интересует историческая ответственность? Мы окончательно решили быть страной предателей и ничтожеств? В этом смысл награждения высшей государственной наградой Российской Федерации — орденом Святого апостола Андрея Первозванного — бывшего президента, сдавшего свою собственную страну?

Настал момент истины. У России сегодня, когда «мировому сообществу» с ходу не удалось свалить режим Каддафи, есть все возможности неконфронтационно, изящно развернуть ситуацию вокруг Ливии и восстановить собственное достоинство, выступив в поддержку не рейдерско-бандитского, а справедливого мирового порядка.

Или наша дипломатия и дальше будет катиться под откос, или мы сейчас упремся.

И главная точка неопределенности и возможности состоит в отсутствии достоверной и проверяемой информации по ситуации в Ливии.

В связи с этим Россия могла бы, опираясь на обращение Муаммара Каддафи к Организации Объединенных Наций с просьбой собрать и направить в страну специальную следственную комиссию, выступить с инициативой создания соответствующей комиссии и готовности организовать ее работу по проведению объективного международного расследования событий в Ливии.

Все помнят, каким эпохальным обманом оказалась «информация» США в ООН о наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения. Одно только это напоминание является мощным и честным инструментом отрезвления «мирового сообщества» и проведения новой резолюции по созданию спецкомиссии.

У российской дипломатии еще остается шанс очнуться и осуществить международное действие с позиции мировой державы.