ОДКБ: коалиция как вершина военного сотрудничества

Что такое коалиция и почему она так важна для обеспечения безопасности государства? Смогут ли существующие межгосударственные организации на постсоветском пространстве выполнять возложенные на них функции по обеспечению безопасности?

Создание коалиции во все времена было одним из главных достижений внешней политики любого государства. История коалиций начинает свой отсчет практически с началом существования государственной системы. С древних времен межгосударственные союзы играли существенную роль в формировании геополитической карты мира. ХХ век, увидевший две самые жестокие и кровопролитные войны, только подтвердил необходимость внешнеполитических союзов. Известнейшими коалициями являются Антанта и Тройственный союз времен Первой мировой войны, а также антигитлеровская коалиция и ось Рим-Берлин-Токио времен Второй мировой войны. В настоящее время мир трудно представить без различного рода коалиций и международных организаций. В принципе, изучая основных мировых игроков, можно сделать вывод, что своим геополитическим положением они обязаны в основном коалиционности. Можно с большой долей уверенности утверждать, что США без блока НАТО, а также иных международных военно-политических и экономических организаций не занимали бы в мире тех позиций, которые у них есть в настоящее время.

Необходимо отметить, что в отличие от Вашингтона, который к концу предыдущего столетия еще больше укрепил свои геополитические позиции, Москва их значительно потеряла. Можно до бесконечности обвинять всех и вся в распаде Организации Варшавского договора и Советского Союза, однако факт этот свершившийся, и время не стоит на месте. Вполне естественной реакцией Кремля на потерю своих былых позиций явилось создание Организации Договора о коллективной безопасности, а также попытка сблизится с Беларусью посредством образования Союзного государства. То есть на промежуточном этапе конца предыдущего – первого десятилетия нового тысячелетия российское руководство имеет правильное видение ситуации и стремится реагировать не только на вызовы современности, но и на все возможные проблемные вопросы будущего. При этом приоритетным направлением внешней политики новой России всегда оставалось и остается сближение именно с бывшими республиками СССР, которые не входят в настоящее время ни в ЕС, ни в НАТО. И это стремление вполне оправданно, так как давно назрела необходимость создания адекватных мер безопасности в регионе.

Естественно, что статус регионального лидера и одного из значимых геополитических игроков планетарного масштаба крайне сложен и требует ведения прагматичной, продуманной политики, построения особых отношений с союзниками и поиска путей привлечения новых сторонников. В этом направлении Москва по-настоящему начинает преуспевать только в последние несколько лет. Ранее же, Россия потеряла свои геополитические позиции в Грузии, Молдове и Украине. Правда следует подчеркнуть, что пятилетний срок правления В.Ющенко закончился координальной сменой внешнеполитического курса Киева с приходом к власти нового президента В.Януковича и поражением так называемых «западэнцев». При этом не стоит забывать, что украинское общество уже давно разделило себя на «западных» и «восточных», поэтому отношения с Киевом в будущем могут быть крайне нестабильными.

Что же касается Республики Беларусь, то взаимоотношения с ней, несмотря на некоторые проблемы, продолжают развиваться в направлении сближения. Беларусь для России сегодня не просто военно-политический союзник, но также и выгодный стратегический партнер, географическое положение которого представляет интерес как для Кремля, так и для Белого дома. Минск, возможно, является ключом к дальнейшему расширению влияния Москвы на постсоветском пространстве. Важность союзнических отношений России и Беларуси многократно возрастает при все увеличивающемся стремлении США к расширению своих сфер влияния в евроазиатском регионе. Примеры достижения реальных успехов в военно-политической и экономической сферах российско-белорусского сотрудничества могут подтолкнуть и другие государства региона к более тесному сближению с Кремлем.

Реальным достижением России на постсоветском пространстве остается создание с Белорусью Союзного государства и региональной группировки войск (РГВ). Та же ОДКБ, в которую помимо России и Беларуси входят Армения, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, по мнению российского и белорусского руководства не выполняет и в нынешнем состоянии неспособна выполнять свои задачи. Поэтому, именно официальному Минску в период председательства в 2011 году Беларуси в ОДКБ придется находить новые пути и придавать совершенно новый импульс развитию организации. По оценкам генерального секретаря ОДКБ Н.Бордюжи прошлое председательство Беларуси в ОДКБ в 2006 году было крайне продуктивным. Он, прежде всего, имел в виду закладку основ создания Коллективных сил оперативного реагирования, формирование миротворческого потенциала и другие решения. И это не мудрено, ведь у Минска есть прекрасный организаторский опыт и политическая воля. Примером тому может послужить та же РГВ, в создание и функционирование которой белорусская сторона вложила столько усилий. Показателем успеха этой организации может служить целая серия из совместных учений на стратегическом уровне «Щит Отечества» в 2006 году, «Щит Союза» в 2008 году, а также прошедшее совместное российско-белорусское оперативно-стратегическое учение «Запад-2009». То есть сегодня РГВ является единственной дееспособной коалицией на всем постсоветском пространстве. В то же самое время воодушевленность белорусского руководства при вступлении в председательство в ОДКБ внушает надежды на то, что Минск сможет вывести данную организацию на совершенно новый уровень, что в современных геополитических условиях является жизненно необходимым. Коалиционность и блоковость ХХ столетия никуда не исчезли, и вопросы региональной безопасности по-прежнему решаются при помощи создания различных союзов и организаций.

Рассматривая вопросы европейской и глобальной безопасности, необходимо, прежде всего, обратиться к созданной в 1994 году на Будапештском саммите на базе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) ОБСЕ. Естественно, что подобная организация, выпестованная на Западе, не способна учитывать интересы восточноевропейских государств. В рамках организации происходит столкновение интересов, взглядов, менталитетов, что в данной ситуации только ослабляет ее статус. Саммит ОБСЕ в Астане осенью 2010 года был призван оживить организацию, но вместо этого участники фактически поделились на два блока: «восточный» и «западный», что нивелировало любые попытки к достижению договоренности по тем или иным вопросам. По сути, сегодня эта организация не может выполнять свои прямые функции из за существующих противоречий между Россией и Западом.

Ко всему вышеперечисленному можно добавить еще и то, что в настоящее время российский МИД в принципе не достиг ни одного сколько-нибудь значимого результата. Провалились переговоры по ПРО на Лиссабонском саммите, не поддержана инициатива Президента Российской Федерации Д.Медведева по новой концепции европейской безопасности, ратификация в США нового договора по СНВ продвигалась крайне туго. То есть, представительные форумы ни в Лиссабоне, ни в Астане никак не повлияли на развитие событий. С другой стороны, пока Москва вела переговоры с США и НАТО о будущем планеты, тот же альянс проводит в Балтийском регионе прямо у границ с Россией целый ряд военных учений, в той или иной мере угрожающих безопасности России, а также осуществляет разработку дополнительных планов обороны для своих новых восточно-европейских членов на случай «угрозы с Востока». Те же США продолжают наращивать потенциал своих крылатых ракет, то есть высокоточного оружия, эффект от применения которого может быть сравним с применением ядерного оружия.

Принимая все это во внимание, российское руководство вероятно возвращается к тематике СНГ, ОДКБ, Союзного государства и РГВ, осознавая, что это четыре основных опоры, на которых может строиться будущая система безопасности в регионе. В этой связи можно отметить провальные попытки западных держав внести раскол во взаимоотношения России и Беларуси для разрыва основной, дееспособной коалиции на постсоветском пространстве. Осознание губительности любых разрывов в отношениях Москвы и Минска позволило руководителям двух стран не только наладить личные взаимоотношения, но и заложить основы для будущего углубления сотрудничества между двумя государствами.

Развитие уже созданных военно-политических образований на просторах бывшего Советского Союза не только даст адекватные ответы на все возможные вызовы грядущих лет, но и поможет политическому и экономическому сближению всех элементов организаций, что в конечном итоге будет способствовать улучшению их благосостояния. Просто за всю свою историю для обеспечения безопасности государств и целых регионов человечество не смогло придумать ничего лучшего, чем коалиционность.