Польша как любимая, но глупая сука

Как все-таки полезно иной раз почитать откровения наших «партнеров». Нет, часто не надо, от частого просмотра американской макулатуры и сетевого спама глаза начинают болеть. Достаточно время от времени, чтоб в мозгах прояснялось. А когда становится ясно, кто враг, и – главное – что этот враг под маской «партнера» думает, становится легче жить на свете. Поскольку отсутствие иллюзий позволяет не суетиться и делать то, что должно.

Впрочем, начнем цитировать. inoСМИ.ru публикует статью Эдварда Лукаса «Перезагрузка России и Центральная Европа». И там действительно много и про Россию, и про Восточную Европу, и про США. И про Польшу. Собственно, нас интересует именно российско-польско-американский треугольник. Особенно в свете новых веяний – perezagruzka, последний полет Качиньского, катынский «прогиб», дипломатия и прочие связанные с этим разнообразные дела.

При этом надо отметить, что аналитика Э.Лукаса, опубликованная в издании Center for European Policy Analysis, — это анализ врага, достаточно просмотреть первые абзацы. Тут и трогательное воспоминание о единстве литовских, польских и российских демократов в событиях Вильнюса 1991 года, и безудержная апологетика Сахарова, друзья-диссиденты и немецкие подростки, жадно потребляющие в тогдашней ГДР советскую подрывную «перестроечную» литературу. Тем важней его признание: «Перезагрузка» отношений с Россией Владимира Путина, начавшаяся в 2009 году, является выдающимся эпизодом дипломатической истории». Имеется в виду отношения с Польшей.

Оставим в стороне весьма болезненные моменты, связанные с поведением кремлевского руководства в процессе «перезагрузки» — это тема отдельных публикаций. Нам важно вытащить из статьи Лукаса отношение американцев к своему младшему партнеру в Европе – к Польше.

«Для полоноцентричных комментаторов может показаться удивительным, но русские не просыпаются с утра в раздумьях о польской истории», — пишет Лукас, отмечая, что в России могут недоумевать, раздражаться, впадать в ярость… «Но при возможности в большинстве случаев в России предпочитают игнорировать. «…при наличии возможности, большинство русских (и большинство русских политиков) предпочитают не думать о таких странах, как Польша, точно так же, как нельзя ожидать, что американец будет тратить много времени, беспокоясь о внутренних делах или внешней политике Мексики. У России достаточно своих собственных проблем», — справедливо замечает автор.

«В Польше все было наоборот, — излагает дальше Лукас. — У каждого поляка есть мнение о России, обычно негативное… Гениальность подхода Туска и Сикорского к польской внешней политике состоит в том, что они перестали искать дешевой популярности и начали думать о реальных национальных интересах Польши». Дальше: «Качество и количество внимания, которое Польша может ожидать получить в Вашингтоне, не сравнится с польской нуждой во внешней поддержке, особенно если она находится в прохладных отношениях как с Берлином, так и с Москвой. Это был тупик, в который загнало страну предыдущее правительство Ярослава Качиньского». И еще, по нарастающей: «Польша была (по крайней мере, в своих собственных глазах) героем. Он стала сверхпреданным союзником в Ираке и Афганистане. Ее спецслужбы с радостью сотрудничали в ЦРУ по программам выдачи преступников и другим контртеррористическим операциям. Варшава энергично выступала за членство в НАТО для Украины и Грузии, за Литву и за права человека и политические свободы в Белоруссии. Но она все равно оставалась в изоляции».

Что за беда такая? Причем, весьма характерная беда, специфическая, польская… Франция и Германия, по мнению автора, просто не принимали всерьез Польшу, во всяком случае, насколько это возможно в рамках единой Европы. Больше того, даже «ястребы» из Вашингтона частенько бывали раздражены от некомпетентности, путаных приоритетов и нереалистичных ожиданий, исходящих от главного восточноевропейского союзника. Дальше – цитата: «Один чиновник сравнил Польшу той эпохи… с любимой, но плохо обученной собакой. «Я ее обожаю, — сказал он. – Но она гадит на ковер, раздражает соседей, все время лает, вылизывает мое лицо, когда я пытаюсь работать, и клянчит еду».

Э.Лукас отмечает, что «перезагрузка» пошла Польше на пользу. «Она не только не ищет поводов для ссоры, не лает и не скулит, но и помогает решать проблемы вместо того, чтобы их создавать. Вероятно, крупнейшим дивидендом перезагрузки стало улучшение отношений с Германией. Никогда еще в истории Польши они не были лучше», — пишет он. В Германии даже появился для Польши специальный термин – Salonfähig (вхожая в приличное общество). Словом, и с Берлином, и с Москвой – почти полный порядок. Интересно только, как долго будут помнить злопамятные и гонорливые ляхи эту пощечину про «дурную польскую суку, которая гадит на полу и норовит лизать без отдыха»?