Давайте предложим Тунису вступить в Европейский Союз

Европейские лидеры, столкнувшись с весенними беспорядками арабского мира, находятся в сложном положении. Их неспособность с энтузиазмом относиться к битвам за чувство собственного достоинства и мужество совсем рядом с Европейским союзом бросается в глаза. Призывы к Союзу для Средиземноморья, как это делает президент Франции с 2008 года, добавляют ещё больше путаницы к бездействию. Объединение демократий и диктатур не приводит ни к какому прогрессу. И сейчас любая страна арабского мира, в которой происходит революция, нуждается в специфической политике. На сегодняшний день Тунис является первой страной, в которой произошла демократическая революция. Каким образом Европа может поддержать Тунис? Как может укрепить? Какие может взять обязательства в наконец освобождённом Тунисе?

Приняв благородное, смелое, долгосрочное и ответственное обязательство — дав возможность Тунису вступить в ЕС. Такая политика будет уместной со всех точек зрения: идеалистической, геополитической, реалистической и с позиций интересов.

Идеализм: Тунис, так просто и резко изменивший направление к свободе — не является ли это развитием универсальных ценностей, которые Европа претворяла в жизнь с момента деколонизации и времён Римского договора?

Интерес вполне очевиден: существуют демографические, территориальные, экономические, социальные, университетские, предпринимательские, коммерческие, туристические, лингвистические связи между европейцами и тунисцами. Всё это составляет совокупность, из которой и те, и другие извлекут прибыль по максимуму.

Геополитика: расширение, как показывает опыт, является наиболее эффективным способом распространения общих интересов, как для кандидатов, так и для государств, уже являющихся членами союза. Оно позволяет разделять ответственность за географическую мобильность и за миграционные потоки, развивать взаимообмен идеями и богатствами.

Реализм: переговоры о вступлении, а не политика сотрудничества и поддержки, являются мощным рычагом для демократических преобразований, строительства правового государства и развития.

На равных правах

Французы и испанцы вспоминают план Маршалла (будет ли разорён Тунис и существует ли угроза возврата холодной войны?). Италия сразу же выделила 5 млн. евро. Европейская Комиссия выделила 258 млн. долларов в течение трёх лет и предложила статус партнёра, такой же, как у Марокко и Иордании, ни больше, ни меньше. Тем не менее, ЕС не планировал в 2011 году финансировать инвестиции в Тунис и другие страны арабского мира. На программы Евро-средиземноморского партнёрства и политики соседства с 1995 года было выделено 16 миллиардов евро.

Наши европейские лидеры плохо помнят свою собственную историю. После Греции, освободившейся от диктатуры чёрных полковников, и португальской революции Гвоздик (1974 год), Европейское экономическое сообщество в очень быстрые сроки рассмотрело возможность их членства. То же самое было с Испанией, освобождённой от режима Франко (1975 год). Нельзя ли сравнить сегодняшний Тунис с тогдашней Грецией и Португалией? ЕС открылся и для стран Восточной Европы, освобождённых от коммунистических диктатур, установив копенгагенские критерии членства (1993 год), и они по-прежнему в силе!

Сейчас уже не то время, чтобы делать пожертвования и вести противоиммиграционные войны. Говоря о Тунисе, следует поддержать зародившееся правовое государство, воодушевление населения и социальную рыночную экономику, освободившуюся от семейственности, коррупции и хищных монополий. Чтобы демократический Тунис находился на равных с ЕС. Чтобы ЕС предложил Тунису стать его членом.

Сильвиан Кан, автор книги «Геополитика Европейского союза» и один из редакторов Критического словаря Европейского союза. Профессор истории европейской интеграции.