Почему Куба не последует примеру Туниса и Египта?

«КЛ»-читатели устали спрашивать дорогую редакцию, почему кубинцы не последуют примеру угнетённого народа Египта и Туниса и не свергнут засидевшийся режим. Ответить на этот животрепещущий вопрос мы попросили политолога из Университета Уэйк Форест (США) Питера Сиавелиса.

Эксперт считает, что ждать демонстраций в поддержку демократии на улицах Гаваны не стоит. По его мнению, по своим политическим и экономическим условиям Куба больше похожа на Северную Корею, чем на Египет или даже Ливию. Репрессии носят более системный и зверский характер. Аппарат подавления всё ещё силён и готов в короткий срок заткнуть рот любой оппозиции или подавить акцию протеста. Любой, кто захочет перемен, окажется в изоляции. Братья Кастро по-прежнему пользуются поддержкой военных и спецслужб. Наконец, так как СМИ контролируются властями, а доступ в Интернет есть лишь у верхушки компартии, большинство кубинцев, скорее всего, даже не знают о восстаниях на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

С другой стороны, вопрос имеет право на существование, ведь между Кубой и тем же Египтом немало общего: многолетний репрессивный режим, высокий уровень безработицы среди молодёжи, причём даже среди образованной. В прошлом году к тому же было объявлено, что около 20% государственных служащих (примерно миллион человек) будут уволены в марте. Но в этот понедельник Рауль Кастро пошёл на попятную — вероятно, под впечатлением от событий в арабском мире. Увы, в отличие от Египта, на Кубе нет организованной оппозиции и свободного потока информации.

Куба, напомним, остаётся одной из последних стран с централизованной экономикой. В бюджетной сфере занято около 85% населения.

На руку коммунистическому режиму, по мнению г-на Сиавелиса, играет и 50-летнее эмбарго на торговлю с США, которое ограничивает поток людей, товаров и информации. Режим Кастро пережил неприличное количество американских президентов. Не пора ли сделать выводы?

Политолог видит больше сходства между Египтом и Венесуэлой, чем между Египтом и Кубой: образованное, урбанизированное, мобильное население; единая оппозиция; доступ к внешним источникам информации; недовольство тем, что нефтяные деньги направляются на поддержку других репрессивных режимов.

Вопрос, вынесенный в заголовок, далеко не праздный: в апреле созывается конгресс Кубинской коммунистической партии — первый за 14 лет. Фидель, как ожидается, отдаст партию в руки Раулю. Последний обещает модернизацию экономики, но как далеко зайдут реформы, бог весть. Вероятно, Куба попытается последовать китайско-вьетнамской модели: медленное освобождение экономики при сохранении жёсткого политического контроля. «Но экономические реформы всегда создают потребность в реформах политических, — напоминает г-н Сиавелис. — Во Вьетнаме и Китае из-за экономических сверхуспехов правительство смогло подавить этот спрос. Но я не вижу у Кубы потенциала, который позволил бы повторить этот успех…»

Подготовлено по материалам Newswise.