Россия и свобода — несовместимые вещи?

Работающий в Москве, польский журналист Вацлав Радзивинович из авторитетного издания «Gazeta Wyborcza» (Польша) опубликовал статью «Это страшное слово «свобода», главный тезис которой: Россия и свобода — не сопоставимые и не совместимые вещи. Это моментально было подхвачено многочисленными СМИ за рубежом и «демократическими» партиями и интернет порталами СНГ. Какие же «бесспорные доказательства» приводит польский политолог?

Чем известен Вацлав Радзивинович? В основном своими скандальными материалами по отношению к России и русским. Его статьи не стремятся к глубокому анализу, зато изобилуют намеками, оценками и сравнениями, через создание у читателя определенного ассоциативного ряда, способствующего формирования негативного и даже критического восприятия существующей в России действительности. Главными методами здесь выступает поиск в истории России знаковых событий и проведение исторических параллелей с современностью. Подобный стиль журналистики был весьма распространенным в СССР и РФ в годы перестройки и первое постсоветское десятилетие с копанием в историческом прошлом и попыткой найти в нем ответы на события текущего дня.

Какие знаковые события в российской истории вызвали волнение в душе польского журналиста?

В статье «Это страшное слово «свобода» Вацлав Радзивинович от души критикует не в меру забывчивых россиян, которые не вспомнили про очень «важные» для них праздники, а именно:
1. 24 и 25 февраля 1956 года Никита Хрущев произнес свой исторический доклад на XX съезде КПСС, в котором разоблачил культ личности Иосифа Сталина. Таким образом, Россия не захотела широко отмечать 55-летие с момента произнесения эпохальной речи.
2. 19 февраля (по старому стилю) 1861 года российский император Александр II издал Манифест об отмене крепостного права. В 2011 году исполняется ровно 150 лет с момента освобождения русского крестьянства.

Польский журналист от души удивляется, почему вышеназванные даты не отмечаются в современной России с должным (то есть грандиозным) размахом. И приходит к довольно парадоксальным выводам о россиянах и современной России:
1. Культ личности И.Сталина в России все еще не преодолен. Более того, он стремительно возрождается. В качестве доказательств господин Радзивинович приводит строку из советского гимна на станции метро «Курская» в Москве: «…нас вырастил Сталин на верность народу» и некие «сталинобусы» (автобусы регулярных городских маршрутов с изображением И.Сталина на бортах), которые якобы должны появиться в столице ближайшим летом.
2. Нежелание широко праздновать годовщину отмены крепостного права, по мнению автора статьи, говорит о боязни российской власти вводить в общественный оборот «опасные слова-символы: «свобода», «освобождение», «конец рабства», «реформы»». В качестве доказательства обозреватель приводит запрет со стороны РПЦ (!) возложить цветы к памятнику Александру ІІ, находящийся на территории московского Храма Христа Спасителя.

Стоит ли отмечать годовщину ХХ съезда КПСС и юбилей отмены крепостного права?

По мнению экспертов академии Masterforex-V, сложно комментировать подобные претензии польского журналиста, а тем более выводы, сформулированные человеком, который хоть и живет в России, но, по-видимому, до сих пор не научился понимать местный менталитет. Либо же это сознательное передергивание фактов с целью политической спекуляции.
• Что может чувствовать россиянин по поводу ХХ съезда КПСС? Радость, гордость, скорбь, волнение? Для большинства людей это событие — не более чем простая дата в истории.
— ХХ съезд партии ознаменовал всего лишь очередной поворот во внутренней политике тоталитарного режима, от которого сам режим не поменял своей сущности, а лишь слегка реорганизовался.
— С таким же успехом можно праздновать годовщину Х съезда партии большевиков (1921г), отменившего политику «военного коммунизма» и провозгласившего новую экономическую политику. Это был бы своеобразный праздник торжества капиталистических ценностей на российских просторах.
— Или, например, можно объявить днем траура переход от НЭПа к индустриализации, ознаменовавший начало массовых политических репрессий.
— Праздновать стоит окончательное падение тоталитарного режима. И такой государственный праздник существует — это День независимости РФ (12 июня).

• По поводу отмены крепостного права вообще комментарии излишни:
— Крепостное право существовало и, соответственно, отменялось во многих странах мира. В той же Австро-Венгрии, например, императорский указ об освобождении крестьян вышел в 1848 году. Неужели в странах, когда-то входивших в состав цисарской империи (та же Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Австрия, Босния-Герцеговина) в 1998 году прошли массовые гуляния по этому поводу? Или власти как-то по-особенному отреагировали на 150-летие такого торжественного события?
— Праздновать принято завоевания народа, а не дарования свыше. Освобождение крестьян царем, по сути, не менее унизительно, чем закрепощение, поскольку отводит народу роль пассивного исторического элемента. Это уж точно не взятие Бастилии.
— Отмечать такую дату означает напоминать людям, что они потомки крепостных, то есть рабов. Мало кто сейчас мыслит в подобных категориях и будет рад таким напоминаниям.
— В случае официальных чествований императора Александра-Освободителя, те же поляки могли раздуть скандал на тему кровавого подавления их народного восстания в 1863 году. Ведь именно этот царь силой придушил очередную попытку возрождения польской государственности.
— Кроме того, поляку не совсем к лицу стыдить русских за недостаточное внимание к такому важному событию как отмена крепостничества. Ведь именно для польских помещиков, количество которых на территории Правобережной Украины, Западной Беларуси и Литвы зашкаливало за 90% (!) были введены определенные льготы. Чтоб не злить своих «угнетенных» подданных католического вероисповедания, им было разрешено пользоваться рабским трудом значительно дольше, чем русским дворянам. Реформа на этих землях вступила в силу значительно позднее, а выкупные платежи были ни в пример выше среднероссийских.

Что следует помнить любому польскому журналисту, пишущему о России?

Чтобы не выглядеть, мягко говоря, странно в глазах своих российских читателей, журналисты из маленьких европейских государств не должны забывать о том, что:
1. У России очень богатая на события история. Памятных дат в России значительно больше, чем у Польши, Чехии, Латвии или Словакии. Все эти события на государственном уровне все равно отмечать не получится. Каждой важной исторической дате, безусловно, нужно уделять должное внимание на уровне общественности (телепередачи, статьи, конференции и круглые столы). Так же было и с годовщиной ХХ съезда и юбилеем императорского Манифеста. Но не следует ждать, что эти даты будут объявлены выходным днем. Тогда в России каждый день придется объявлять нерабочим.

2. Боится ли Кремль и РПЦ Льва Толстого? Это по поводу другой статьи Вацлава Радзивиновича «Потише об этом Толстом», в которой автор в знакомом уже стиле выговаривает российской власти за то, что она проигнорировала 100-летие со дня смерти Льва Толстого. При этом вспоминается бурное отмечание двухсотого дня рождения Александра Пушкина. Главная же цель статьи — обвинить РПЦ в давлении на власть с целью недопущения отлученного от Церкви писателя. В связи с этим хотелось бы сказать:
— День смерти не принято широко отмечать, в отличие от дня рождения. 200-летие со дня рождения графа Толстого наверняка будет отмечено на высочайшем уровне.
— Это у Польши, Чехии и других «маленьких, уютных» стран Центрально-Восточной Европы по одному писателю, композитору, поэту, художнику и режиссеру. А у России только гениальных и всемирно признанных — десятки, а великих и просто талантливых — сотни, если не тысячи. Очень сложно воздать одинаковую хвалу каждому из них.
— несмотря на то, что в России очень богатая культура и наследие литературы, произведения Льва Толстого, не затерялись среди тысяч произведений классиков русской литературы: изучаются в школе, по ним снимаются кинофильмы, есть музеи Толстого.

3. Не стоит пенять России за ее государственные праздники, намекая на их не политкорректность. В конце своей статьи «Это страшное слово «свобода»» Вацлав Радзивинович предлагает отменить празднование в России Дня народного единства — 4 ноября (в честь изгнания поляков из Кремля в 1612 году). С таким же успехом российские журналисты, аккредитованные в Польше, могут намекать на целесообразность отмены Дня Войска Польского (15 августа), отмечаемого в честь победы солдат Ю.Пилсудского над большевиками в 1920 году. И как это будет выглядеть глазами поляков?