Зачем к нам едет Джо Байден

Еще в среду кремлевская пресс-служба известила, что 9 марта президент РФ Дмитрий Медведев будет принимать вице-президента США Джозефа Байдена, прибывающего в Россию с рабочим визитом.

Мероприятие, как следовало из сообщения, должно было носить сугубо технический характер — Байден прибывает, чтобы подготовить официальный визит в Москву президента США Барака Обамы. Как известно, согласно дипломатическому протоколу место проведения двусторонних встреч на высшем уровне должно чередоваться. В июне прошлого года Обама принимал Дмитрия Медведева у себя (тогда они ели гамбургеры и ездили в Кремниевую долину). Так что теперь очередь проявлять гостеприимство за российским президентом.

Казалось бы, рабочая поездка Байдена не сулит никаких сенсаций. Однако, как сообщает «Независимая газета», все может быть не так просто: Байден намерен продемонстрировать российской элите, что США поддерживают кандидатуру Медведева на предстоящих в следующем году президентских выборах и хотели бы избежать возможного выдвижения кандидатуры Владимира Путина. И якобы Байден даже намерен обсудить с Медведевым, какой почетный пост предложить Путину, чтобы тот не лез на выборы и не мешал Медведеву переизбираться на новый президентский срок.

Некий источник издания в Государственной Думе утверждает, Вашингтон решил ставить на Медведева еще в 2007 году, когда возможным «преемником» Путина многими считался Сергей Иванов. А теперь визит Байдена должен продемонстрировать российской элите, что США хотели бы и дальше видеть Медведева на занимаемом посту. При этом американцы готовы предложить Владимиру Путину, если он не будет вмешиваться в избирательный процесс, хорошую синекуру на международном уровне — скажем, председателя Международного олимпийского комитета.

С той частью российской элиты, которая сделала ставку на нынешнего премьера, указывает источник издания, американцы легко справятся: «Достаточно будет не выдать пару раз заграничные визы Юрию Ковальчуку, Аркадию Ротенбергу или Геннадию Тимченко. А если не поможет, заморозить их активы в зарубежных банках». По мнению источника, ссылающегося на общение с американскими парламентариями, Медведев сейчас колеблется, и Путин «путем неформального общения может оказать давление» на главу государства. Так что приезд Байдена, указывает источник, — это и моральная поддержка российского президента.

Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров с большим сомнением относится к версии предопределенности будущих президентских выборов. Эксперт рассматривает появление такого рода раскладов продолжением обработки общественного мнения представителями тех кругов элиты, которые заинтересованы в Медведеве — президенте-2012.

Сам же Петров не считает, что Байден — «такой человек, который мог бы в Москве вести доверительные разговоры»: «Если у Медведева есть с американцами какая-то персональная связь, то это, конечно, личная связь с Бараком Обамой, а не с вице-президентом. Публичная кампания ведется с целью транслировать, что вроде как бы уже решено, что остается Медведев».

Петров предлагает обратить внимание на «реальные сигналы» обществу — к примеру, дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева: «Медведев говорил что-то хорошее (с точки зрения российских либералов, разумеется. — Прим. КМ.RU) И что за этим последовало? В истории с Химкинским лесом Медведев пытался что-то либеральное демонстрировать, но окончательное решение острого вопроса с этими президентскими усилиями никак не было связано». Есть еще и реформа милиции, «которая к Медведеву, очевидно, не имеет никакого отношения и, в общем, к реформе — тоже».

Впрочем, тот же Петров прогнозирует, что конструкция вроде существующего сегодня «тандема» не сохранится после выборов. «В России есть серьезные конфликты между структурами и ведомствами, которые показывают, что есть и неопределенность, и какая-то борьба». При этом политической бизнес-элите такая форма власти выгодна, поскольку в этих условиях есть возможность маневрировать между формальным и реальным лидером. «Но одно дело — маневр и тандем, а другое дело: Медведев — главный. Это принципиально другая конфигурация. Как когда-то Путина поставили на место президента, так и на главное место Медведева может поставить только Путин или политическая элита. Медведев сам на это место никогда не встанет».

Глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская, со своей стороны, заявила: «США в принципе не могут нам ничего диктовать, никаких рычагов у них для этого нет. Другое дело — правдой может быть следующее: если наша элита решит, что на президента пойдет Медведев, то встанет вопрос о месте Владимира Путина в международных организациях. Например, о том, что премьер будут следующим главой ООН» (последнее — полная ерунда. Представители пяти стран — постоянных членов Совета Безопасности не могут занимать пост генерального секретаря ООН. — Прим. КМ.RU).

Впрочем, Крыштановская пытается логически мотивировать, почему в качестве отступного Путину может быть предложен крупный пост именно на международном уровне. По ее мнению, если Медведев переизберется президентом на новый срок, Путину самому будет неуютно в кресле премьер-министра. «Если Путин останется председателем правительства, это будет означать одно: он опять возвращается в ситуацию технического премьера, а президент становится полновластным президентом, каким и был в свое время Путин. Медведев тогда усиливается, а власть Путина уменьшается. Но для него эта ситуация будет некомфортной. Поэтому руководство международной организацией — это хороший выход для него», — считает она.

Впрочем, о том, что все эти рассуждения являются досужими домыслами, уже успел заявить пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Он официально выразил недоумение по поводу появившейся информации о том, что Владимир Путин якобы может в перспективе возглавить Международный олимпийский комитет, и предложил рассматривать ее как неудачную шутку. «Очень странная информация. Вроде бы сегодня не 1 апреля», — заявил Песков «Интерфаксу». По его словам, «вряд ли здесь есть какой-то предмет для комментирования»