Опыт Гонконга: хватит платить взяточникам

Когда здесь решили покончить с взятками, в успех никто не верил. Но результат превзошел ожидания. Может, потому, что не рассуждали годами: а просто взяли, и сделали.

…- Пьяные водители платят дорожной полиции, чтобы избежать наказания? О, знакомо-знакомо. Персонал больницы без денег не подаст пациенту стакан воды? У нас такое тоже было. Чиновники на взятки строят дворцы, и записывают недвижимость на тетю с дядей? Боже мой…вы уверены, что это Россия, а не Гонконг?

«Жаловаться можно круглосуточно»

Я беседую с Валентиной Чэн — зам.директора пресс-службы Независимой комиссии против коррупции (НКПК). У китайцев, как и у русских, спокон веку повелось — «дать барашка в бумажке», «сунуть нужному человеку», «отблагодарить за помощь». Каких-то 37 лет назад Гонконг считался одним из самых коррумпированных городов мира. Шоферы автобусов лепили на лобовое стекло стикер — знак, что они уже «отстегнули» мзду блюстителям порядка. Преподаватели вузов требовали от студентов денег за сдачу экзаменов — иногда даже с отличников. Присланные из Лондона (Гонконг был британской колонией) офицеры быстро теряли честность: известен случай Питера Годбера — этот работник полицейского участка всего за 6 лет получил взяток на $600 000 (!). Казалось — выхода нет. Однако, стоило в 1974 году учредить Независимую комиссию по борьбе с коррупцией, с прямым подчинением губернатору — и все сразу переменилось, как по мановению волшебной палочки. Теперь в Гонконге берут взятки…реже, чем в самой Британии! Публикация статьи на эту тему в N 20 «АиФ» за 2010 год вызвала шквал откликов читателей, и жесткую дискуссию в Интернете. Из РФ перенимать опыт пока не едут, поэтому мы решили обратиться в НКПК с прозаичным вопросом — возможно ли гонконгским методом победить взяточничество и в России?

— Конечно, возможно, — считает Валентина Чэн. — Недавно и у нас такое считалось фантастикой, а теперь — сами видите. Сажать взяточников — отличная идея, но будем объективны — всех не пересажаешь. Требуется убрать саму возможность для дачи взятки. Раньше в Гонконге, чтобы честно открыть ресторан, уходил год — пока соберешь кучу мелких справок, настоишься в очередях. Многие предпочитали заплатить чиновнику. Сейчас справки делаются не в двадцати инстанциях, а в одной, что гораздо быстрее. Прежде, для получения водительских прав, люди платили деньги инструктору, и он закрывал глаза на плохое вождение. Пришлось ввести систему — главный экзамен, принимает другой человек…совсем не тот, у которого ты учился. Сработало: чужаку ведь труднее предложить деньги, чем доброму знакомому.

Но это еще не все. Специалисты из Гонконга уверены, что главное в борьбе с коррупцией — помощь населения. В 1974 году люди, возмущенные скандалом с полицейским Годбером, вышли на улицы под лозунгами — «Хватит платить взяточникам!». Правда, многие все же боялись жаловаться — и поначалу сотрудники Независимой комиссии по борьбе с коррупцией ходили по квартирам, раздавая жителям номера телефонов, призывая сообщать о случаях вымогательства взяток. До сих пор по всему городу развешаны плакаты — «Не будь слеп к коррупции!», и рядом — номер горячей линии, куда можно звонить круглосуточно. «Без помощи народа никакая борьба с коррупцией невозможна, — уверены в НКБК, — И это — обязательно». Что следует отметить — любой звонок с сообщением о факте коррупции можно сделать анонимно.

— В СССР анонимка считалась средством расправы с врагом, — рассказываю я. — Не получится ли так: допустим, мне не нравится сосед. Я звоню анонимно, и говорю, что он взяточник. А потом начинаю трезвонить в вашу контору каждый месяц, и чиновника доведут до инфаркта проверками?

— Бывает, анонимный звонок совершается просто из мести, — не возражает Валентина Чэн. — Однако, все звонки от населения на горячую линию записываются. И если проверка ничего не подтвердила — мы начинаем расследование. И тогда уже анониму придется самому ответить за свои действия — наказание за клевету в Гонконге от одного до двух лет тюрьмы. Желание шутить после этого исчезает.

«Расскажи про всех друзей»

Одно из условий для победы над коррупцией, по мнению Валентины Чэн — смена образа мыслей. «Люди должны понять, что не только брать, но и давать взятки — отвратительно». Иначе получается: на словах человек против коррупции — а потом ему проще откупиться от гаишника, чем действовать по закону. Жителям Гонконга объясняли по ТВ — вам не нравится система, когда без взятки ничего не делается? Отлично, так начните с себя, не платите, жалуйтесь на вымогательство! В отличие от Сингапура, победившего коррупцию высоким жалованьем чиновников, в Гонконге зарплаты служащих нормальные, но не Бог весть какие. Работникам министерств запрещено брать подарки от незнакомых людей: дарить могут только родственники и близкие друзья, на особо торжественные случаи, вроде свадьбы, и на сумму не более, чем в 500 долл. США. В зависимости от конкретного случая, взяточник может получить до 10 лет тюрьмы.

— При поступлении на госслужбу, человек обязан представить список своих друзей, и объяснить, как долго он с ними знаком, — сообщила Валентина Чэн. — А вот, если незнакомец дарит чиновнику дорогой подарок — это основание для расследования. Бюрократия? Но если человек пошел на госслужбу, то пусть поймет — отныне его работа обязана быть прозрачной для всех.

И что, в Гонконге совсем нет никакой коррупции? Конечно, есть — иначе Независимую комиссию давно бы уже упразднили. «Барашек в бумажке» переместился в основном в сферу бизнеса — на нечистых на руку бизнесменов поступает 70 процентов жалоб. Прочие жалобы — на госслужащих, в том числе, на полицейских: видимо, людям в форме трудно удержаться даже при условии строгого наказания. Но это — лишь отдельные случаи, а не тотальное взяточничество, которое 37 лет назад являлось в Гонконге нормой жизни.

…Уже под конец беседы, в Независимой комиссии по борьбе с коррупцией рассказали — сюда часто приезжают министры из «большого» Китая (Гонконг — «специальный административный район» КНР, со своим правительством и валютой). Восхищаются успехами, и говорят — «Ну, хорошо вам, легко это сделать в одном городе — а в масштабах страны невозможно». То же самое, мне отвечали чиновники в Москве. Скажу лишь одно — когда Гонконг решил покончить с коррупцией, в успех никто не верил. Но результат превзошел ожидания. Потому, что не рассуждали годами — а просто взяли, и сделали.