Кремль, Twitter и госдепартамент США

Совместное интервью замгоссекретаря США и спецпредставителя президента РФ «Голосу Америки»

Россия и США должны достичь такого уровня отношений, что даже если они в чем-то серьезно не согласятся, разногласие не перерастет в «информационную войну». Так считает заместитель госсекретаря по связям с общественностью и публичной дипломатии Джудит Макхейл. Между тем, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой убежден, что пресса в России и в США должна разъяснять гражданам, что наши страны – больше не враги. Об этом г-жа Макхейл и г-н Швыдкой рассказали корреспонденту «Голоса Америки» в эксклюзивном интервью, которое дали вместе после завершения первого дня конференции в Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс.

Конференция посвящена сотрудничеству между США и Россией в области масс-медиа и положила начало взаимодействию членов рабочей группы, созданной в рамках двусторонней президентской комиссии Обама-Медведев. Сопредседателями рабочей группы с американской и российской стороны являются г-жа Макхейл и г-н Швыдкой.

Беседа с «Голосом Америки» шла на английском языке, поэтому корреспондент перевела слова Михаила Швыдкого на русский язык. Первый вопрос был об «информационной войне», которую США и Россия вели на протяжении многих десятилетий. Сохранились ли отголоски этой войны в том, как медиа США и России подают информацию друг о друге?

Джудит Макхейл считает, что сейчас – другое время и что стороны, особенно в работе двусторонней комиссии, фокусируются на тех областях, где возможно сотрудничество.

«Однако, как в любых отношениях, в каких-то областях наши интересы будут не совпадать, – добавила она. – Ведь для каждой стороны самое важное – это интересы национальной безопасности. И я уверена, так же считают наши российские коллеги. Но наша цель – это укрепить отношения между нашими странами так, чтобы когда – и если – появятся действительно серьезные противоречия, мы сможем спорить, даже сердиться друг на друга, но мы не достигнем той точки, которую вы называете «информационной войной». Важно, что наши президенты, посредством работы комиссии, хотят сфокусироваться на не тех областях, в которых у нас есть разногласия, а на тех, где у нас есть общие интересы».

Михаил Швыдкой придерживается похожего мнения.

«Конечно, и Россия, и США имеют свои собственные интересы, – сказал он в интервью «Голосу Америки». – Но сегодня в ряд этих интересов входит поиск общих решений для совместных программ. И поэтому очень важно, чтобы российская пресса объясняла российским гражданам, что Америка, которая в прошлом не была нашим другом, сейчас таковым является. И американская пресса должна предлагать разъяснения об изменениях американской внешней политики американцам, чтобы они не смотрели на Россию как на врага. В современном мире очень много проблем и вызовов, общих для России, США, Европы и всей планеты. Очень важно, что у наших президентов сложились прямые дружественные отношения. И что они понимают, что от их действий зависит будущее мира. Важно объяснить нашим народам, почему Россия и Америка сегодня должны быть вместе».

Корреспондент «Голоса Америки» спросила о новой программе Twitter, запускаемой госдепартаментом США: какова цель этой программы и что в России, в Кремле, о ней думают?

По словам Джудит Макхейл, США всегда стараются распространять информацию о своих решениях и объяснять людям в мире, почему эти решения были приняты.

«Мы запустили Twitter не только на русском языке, но и на арабском, на хинди, на китайском, по всему миру, – сказала заместитель госсекретаря США. – Думайте об этом проекте как о пресс-релизе 21-го века. Это еще один способ для связи с людьми, где бы они ни находились. Мы больше не можем надеяться, что люди просто придут к нам. Мы должны идти на информационный рынок, туда, где люди получают информацию и обмениваются идеями. Одно из преимуществ современных медиа-технологий – это то, что мы не только можем распространять информацию, но и ее получать. Это позволяет нам поддерживать диалог с людьми. То есть мы знаем, что происходит в мире, и можем быть активными участниками этого диалога».

Михаил Швыдкой признался, что сегодня Twitter пользуются не только молодые россияне – он популярен и среди членов российского правительств.

«Президент Медведев использует Twitter очень часто, – сказал он. – Twitter уже стал инструментом контакта между различными членами правительства. И мне кажется, возможно, что президенты Обама и Медведев завтра будут связываться при помощи Twitter. Мне кажется, очень важно, чтобы у людей был прямой контакт друг с другом. И мне кажется, что Twitter – это хороший инструмент для развития отношений между нашими странами».