Зачем США педалировать свою позицию по Курилам, однако?

Однако, здравствуйте!

Российский МИД выразил крайнее удивление, зачем американцам понадобилось сейчас, после стольких лет спокойствия, так настойчиво педалировать свою позицию по Южным Курилам.

О неприемлемости поддержки Соединенными Штатами японских территориальных претензий к России заявил накануне министр иностранных дел Сергей Лавров: «Да, мы, безусловно, знаем, что Сан-Францисский, — а именно на него американцы ссылаются, — договор был подписан и ратифицировался в американском Сенате в начале 50-х годов. Сенат ратифицировал его с оговоркой, что, мол, те, кто его не подписал, те ничего и не получат. Но это внутреннее дело США и их интерпретации… Но эта позиция не выдерживает правового анализа». При этом, по его словам, у России «вызвала недоумение та форма, в которой американские представители комментировали состояние российско-японских отношений».

Откуда, собственно, недоумение. Поскольку, действительно, это именно американцы санкционировали территориальные претензии оккупированной ими Японии тогда еще к СССР. Вообще, пресловутая проблема северных территорий всегда была эдаким канализатором, отдушиной для униженного самурайского духа. Который, собственно, никуда не делся. Поскольку никакого подобия германской денацификации в Японии американцы не допустили. Однако в эпоху «холодной войны» курильский прецедент представлял собой угрозу миру, ну уж точно не большую, чем многочисленные локальные конфликты.

Действующий японо-американский Договор о гарантиях безопасности по сути пролонгирует договор 1951 года, на основании которого Соединенные Штаты могут неограниченно размещать свои вооруженные силы на территории Японии. Согласно статьи 5 Договора, Соединенные Штаты обязуются защищать территории, находящиеся под управлением Японии в случае угрозы со стороны третьих стран.

То есть обязанность защищать Японию лежит на Соединенных Штатах. По конституции Япония даже армии не имеет, а японские «силы самообороны» могут воевать только на собственной территории.

Еще в ноябре официальный представитель госдепа США Филипп Кроули заметил, что действие японо-американского договора о безопасности не распространяется на Южно-Курильские острова. «Поскольку эти острова в настоящее время не находятся в подчинении властей Японии, пятая статья этого договора не распространяется на них».

То есть смотрите: «не находятся в подчинении»?! А если будут находиться? Когда японский парламент принимает закон о принадлежности Южных Курил, то и силы безопасности получают законное право действовать на этой земле. А Соединенные Штаты — законную обязанность их защищать. Вот, собственно, и в чем наше «недоумение».

На островах у России предположительно дислоцированы два пулеметно-артиллерийских полка с ракетно-артиллерийским и противовоздушным усилением. Силы Тихоокеанского флота рассредоточены по отдаленным базам и в основном предназначены для стратегического противостояния в рамках глобального конфликта. Кстати, первый же из закупаемых Министерством обороны во Франции десантных кораблей «Мистраль» предназначен как раз для Южных Курил.

У Японии там и без американцев второй по мощи флот и все силы сосредоточены в непосредственной близости от конфликтной зоны. Наши атомные подлодки и вообще средства ядерного сдерживания не предназначены для защиты островов. То есть сценарий сегодня, конечно, выглядит, как бы сказать, несколько экзотически. Однако, вон, с Грузией, тоже казалось фантастикой? А тут вроде как и все уроки грузинские учтены. То есть это не значит, что они сейчас прямо и начнут. Но это такая закладочка. На случай — мало как жизнь обернется? Вдруг понадобится позарез поставить Россию в раскоряку: либо острова, либо — мировая ядерная катастрофа.

На траву легла роса густая,

Поднялись туманы широки.

В эту ночь решили самураи

Перейти границу у реки

Однако, до свидания!