Клинтон своих не бросает. А Россия?

Издевательство над русским офицером Юрием Корепановым, приговоренным в Узбекистане к 16 годам тюрьмы, приобретает все более изощренные формы. Это, как теперь выясняется, издевательство не просто над пожилым, но и над тяжело больным человеком.

Как уже писал KM.RU, военный пенсионер, орденоносец, полковник в отставке 63-летний Юрий Григорьевич Корепанов был приговорен к такому чудовищному наказанию – 16 годам тюрьмы – только за то, что предпочел российское гражданство узбекскому, Узбекистану – Россию. Так Ташкент отблагодарил офицера, который отдал Узбекской ССР, а затем независимому Узбекистану долгие годы своей профессиональной карьеры, силы, знания, умение, опыт. Корепанов проходил военную службу на узбекской территории, затем преподавал на военной кафедре в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. А потом у него появилось желание вернуться в Россию, где он родился и где живут его родственники (Юрий Григорьевич является уроженцем Свердловской области). Нормальное, естественное человеческое желание. Узбекские власти сочли это желание преступным и, похоже, решили насильно удерживать полковника в Узбекистане до конца его дней. За решеткой.

В мае 2003 года, после увольнения из Вооруженных cил Узбекистана Юрий Корепанов перебрался на постоянное место жительства в Екатеринбург и стал гражданином России. От узбекского гражданства, при этом, разумеется, отказался: между Россией и Узбекистаном нет соглашения о двойном гражданстве. Но регулярно, каждый год приезжал в Узбекистан, чтобы навестить своих проживающих в бывшей союзной республике родственников. Никаких претензий к военному пенсионеру у узбекских властей не было. До 2010 года. А в конце октября 2010-го Корепанова, который ездил в гости к младшему сыну, сняли с поезда на границе Узбекистана и Казахстана представители узбекской погранслужбы. Несколько дней родные Юрия Григорьевича ничего не знали о его местонахождении. Потом выяснилось, что полковника в отставке обвиняют в незаконном отказе от узбекского гражданства, квалифицируя его действия «как измену родине». Ни больше, ни меньше.

Проживающий в России сын Юрия Григорьевича Дмитрий, подполковник Российской Армии, признает, что отец не выполнил все предписанные узбекскими законами долгие и сложные бюрократические процедуры отказа от гражданства, а просто сдал паспорт гражданина Узбекистана в паспортный стол Мирзо-Улугбекского района Ташкента после снятия с регистрационного учета в 2004 году. И за это в январе 2011-го его приговорили к 16 годам тюрьмы. Не к штрафу, даже не к запрету на въезд в Узбекистан, а к 16 годам тюрьмы! За «измену родине» и «незаконное пересечение границы». Хотя Корепанов, как и на протяжении предшествующих лет, пересек узбекскую границу абсолютно легально, имея паспорт гражданина Российской Федерации. Однако в 2010 году узбекские власти вдруг перестали признавать юридическую силу этого документа (и это, помимо прочего, плевок непосредственно в сторону России), продолжая считать Корепанова узбекским гражданином. Какое же в этом случае может быть «незаконное пересечение границы», если вы по-прежнему считаете человека своим подданным? В общем, с какой стороны ни посмотри на дело Юрия Корепанова, всюду проступают грубые швы из белых ниток. Сын полковника считает, что его отец стал жертвой рвения узбекских силовиков, решивших улучшить служебные показатели поимкой «шпиона». Фактически Юрия Григорьевича приговорили к смертной казни, учитывая то, какой срок придется провести в тюрьме пожилому человеку с и без того подорванным здоровьем.

На днях выяснилось, что во время следствия пенсионер перенес инфаркт. Когда его живущий в Ташкенте сын в очередной раз приехал на свидание к отцу в СИЗО Службы национальной безопасности Узбекистана, то узнал, что Юрия Корепанова в списках содержавшихся в изоляторе людей нет. Сыну сообщили, что в начале декабря 2010 года отставного офицера перевели в медсанчасть Ташкентской тюрьмы – якобы из-за того, что у него резко понизилось артериальное давление. «Но у отца последние 10 лет было только высокое давление», — говорит Дмитрий Корепанов. На официальный запрос родственников из Ташкентской тюрьмы пришел ответ следующего содержания: «Состояние здоровья Вашего отца – осужденного Корепанова Юрия Григорьевича 1947 г.р. оценивается медицинскими работниками как удовлетворительное. За время нахождения в учреждении УЯ 64/ИЗ-1 он получил курс стационарного лечения и в настоящее время находится под диспансерным наблюдением с диагнозом: ишемическая болезнь сердца, нестабильная стенокардия ФК II, гипертоническая болезнь II ст., Cor: хроническая язвенная болезнь желудка в стадии ремиссии». На самом же деле, к этому букету болячек в декабре добавился и инфаркт. Об этом, как передают узбекские СМИ, Юрий Григорьевич рассказал сыну на очередном свидании в феврале. Заметим, что узбекское законодательство предусматривает освобождение от исполнения наказания, независимо от срока лишения свободы, лиц, страдающих тяжкими заболеваниями. Но полковника Корепанова продолжают держать в тюрьме. Коллегия военного суда отклонила апелляцию на вынесенный ему приговор. В середине февраля Корепанова перевели в город Карши, в колонию общего режима УЯ 64/49 для отбывания наказания.

Родственники офицера не сдаются и делают все возможное и зависящее от них, чтобы вызволить Юрия Григорьевича. Они пишут письма Президенту РФ, премьер-министру, полпреду Президента в Уральском федеральном округе, спикеру Совета Федерации, депутатам Госдумы. Ну, и что же российские официальные лица? Нельзя сказать, что они совсем никак не реагируют. Реагируют. Российское посольство в Узбекистане неоднократно направляло запросы в узбекский МИД по делу Корепанова. Однако получало в ответ куцые уклончивые ответы, да и те – с опозданием. Видимо, узбекские власти тянут время. Тянут время с расчетом на что?

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов обсуждал арест полковника Корепанова с послом Узбекистана в России Пулатходжаевым. По итогам встречи утверждалось, что «решено начать процесс переговоров по освобождению Корепанова». В связи с этим родственники офицера пока отказались от намерения пикетировать узбекское посольство в Москве. Однако с тех пор минуло больше месяца, а никаких подвижек в деле Корепанова не наблюдается.

Причиной тому, думается, с одной стороны, очевидное неуважение к России со стороны узбекских властей, с другой – вялость усилий, предпринимаемых официальной Москвой по вызволению соотечественника. Ведь даже если допустить, что Корепанов виновен в шпионаже (я говорю «если даже допустить…», хотя официально об этом ничего не сообщалось), все мы прекрасно помним, как быстро и эффективно Россия решила вопрос с освобождением российских агентов, арестованных в США. Кое-кто из этих провалившихся агентов сегодня не просто прекрасно себя чувствует, но упивается новообретенным статусом настоящей звезды шоу-бизнеса, снимается для обложек мужских журналов, ведет программу на телевидении. Наслаждается жизнью, в общем. А больной Юрий Корепанов продолжает маяться в узбекской колонии. Шпион-пенсионер, который ежегодно открыто приезжал в Узбекистан, понимая, что в случае провала подставит под удар своих родных, проживающих в республике. Можно в это поверить? А 63-летнего человека приговорили за это к 16 годам тюрьмы.

Северная Корея, самое закрытое государство в мире, находится в состоянии холодной войны с США, не имеет с ними дипломатических отношений, но экс-президент Билл Клинтон лично встречается с Ким Чен Иром и добивается освобождения двух американских журналисток, приговоренных за незаконное пересечение границы к 12 годам трудовых лагерей. И увозит освобожденных журналисток из Пхеньяна на своем самолете. А Россия, в которой трудятся миллионы узбекских мигрантов, не может повлиять на Узбекистан, не может освободить русского офицера, страдающего непонятно за что. Не может или все-таки не хочет освободить?