Россия применяет силу в отношении решения ЕС

Встреча представителей Европейской комиссии и российского правительства 24 февраля в Брюсселе представляла собой крупнейший в истории формат подобных встреч. Российский премьер-министр Владимир Путин и тринадцать членов его кабинета присутствовали на ней, а также практически вся Еврокомиссия в полном составе.

Встреча обозначила официальное начало работы по подготовке «дорожной карты» энергетического сотрудничества Европейского Союза и России до 2050 года. Однако в краткосрочной перспективе беспорядки в Северной Африке и на Ближнем Востоке непосредственно заслонили собой дискуссии по вопросам энергетики.

Предполагаемая волатильность поставок энергоносителей в Европу, а также рывок вверх цен на нефть позволили российской стороне испытывать уверенность в том, что у нее есть превосходство над Евросоюзом в области текущих проблем. Соответственно, она, российская сторона, представила длинный перечень требований, которые, если будут приняты, могут свести на нет усилия Европейской комиссии по развитию энергетического рынка ЕС.

Путин и другие российские официальные лица потребовали исключений или частичных отступлений от правил Третьего энергопакета в законодательной области в пользу газовой монополии РФ — Газпрома.

До того как это законодательство заработает на полную силу, Москва хочет переговорным путем свести его для себя на нет, так чтобы Газпром мог сохранить контроль над своим инфраструктурными активами в странах Европейского Союза. Логика европейского энергетического рынка предполагает импортирование природного газа на границах ЕС, а транспортировочные газопроводы на территории ЕС будут подпадать под юридическую и регуляторную юрисдикцию Евросоюза. Россия, однако, настаивает на том, что юрисдикция ЕС не должна распространяться на трубопроводы и другую инфраструктуру, контролируемую Газпромом на территории ЕС.

Российская сторона призвала отменить для сухопутных частей газопровода «Северный поток» в Германии требование доступа для третьих сторон. Такое исключение могло бы гарантировать доминирование Газпрома в ряде частей германского рынка, ограничив доступ на него конкурентных по цене газовых поставок, включая поставки в форме сжиженного природного газа (СПГ). Тактика Москвы на переговорах заключается в том, чтобы требовать эквивалентного статуса для своих собственных проектов и для приоритетных проектов ЕС. Как Евросоюз рассматривает вариант исключения для проекта Nabucco (который, как предполагается, будет транспортировать газ из Каспийского моря в Европу) и запрета доступа к нему третьих сторон, так и Москва хочет такого же исключения для «Северного потока» в Германии. Аналогичным образом, как Nabucco имеет приоритетный статус в трансъевропейской сети, так и Россия требует аналогичного статуса для своего предполагаемого проекта «Южный поток», который часто рассматривается как конкурент Nabucco.

Письмо Валерия Язева, президента Российского газового общества и вице-президента Думы, адресованное брюссельской компании Eurogas, почти наверняка отражало тезисы российской правительственной делегации в Брюсселе.

Язев, которого в Москве называют «главным лоббистом Газпрома», призвал Eurogas (Европейский союз газовой промышленности) выступить против принудительного отделения бизнеса по продаже и поставкам газа от бизнеса, связанного с транспортировкой («разукрупнения») на территории ЕС. Законодательство Европейского Союза в области энергетического рынка, которое вскоре вступит в силу, требует такого разделения, но Москва хочет заручиться поддержкой со стороны союзников Газпрома в Европе, чтобы подорвать это законодательство.

В своем письме Язев предупреждает, что Газпром переориентирует свой экспорт на более привлекательные рынке и другие трубопроводные коридоры, если его обяжут уступить контроль над трубопроводами в странах-членах Евросоюза. И если Евросоюз введет-таки меры по разукрупнению, вынудив Газпром привязать свои цены к ценам на спотовом рынке, вместо привязки к корзине нефтепродуктов, тогда Россия будет координировать свои цены на газ с ближневосточными производителями и «усилит свой контроль над среднеазиатскими газовыми запасами». Язев не стал раскрывать подробности этой угрозы.

Недавнее решение об очередном откладывании сроков реализации поддерживаемого ЕС проекта Nabucco вкупе с нестабильностью в Северной Африке и на Ближнем Востоке, судя по всему, дает возможность по крайней мере некоторым силам в Москве предполагать, что Евросоюзу необходим газпромовский проект «Южный поток».

Российские официальные лица очевидно проводят эту линию в прессе. Письмо Язева выдвигает несколько смелых требований и предупреждений в этой связи: Европейская комиссия должна присвоить статус трансъевропейской сети (Trans-European Networks — TEN) «Южному потоку», с тем, чтобы способствовать инвестициям в этот проект; в противном случае Газпром «не будет обсуждать его строительство в ближайшее время». Благоприятное же решение Европейской комиссии по «Южному потоку», по словам Язева, освободить Румынию и Болгарию от обязательств по Третьему энергопакету и убедит обе страны присоединиться к «Южному потоку».

Ремарка относительно Румынии и Болгарии косвенно признает, что Третий энергопакет ЕС не сочетается с проектом «Южный поток» на территориях стран Евросоюза.

Москва, видимо, верно или неверно, но пришла к выводу, что комиссия закрывает глаза (или «хлопает глазами»). По словам довольного российского министра энергетики Сергея Шматко, европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер согласился провести масштабную презентацию «Южного потока» с присутствием высокопоставленных правительственных чиновников и руководителей нефтегазового сектора из России и их Евросоюза.

Более вероятно, по словам представителя комиссара, что он лишь согласился поприсутствовать на этом мероприятии. Но вне зависимости от деталей, Газпром и его союзники теперь будут жестче давить на ЕС, добиваясь его одобрения проекта «Южный поток».

Проталкивая этот проект, Москва проверяет Евросоюз сразу на трех уровнях: хватит ли у Еврокомиссии решимости ввести-таки новое европейское законодательство; сплотятся ли союзники Газпрома с тем, чтобы подорвать этот закон; и на чью сторону встанут правительства стран-участниц проекта «Южный поток» — на сторону Еврокомиссии или на сторону Газпрома.

Владимир Сокор — старший научный сотрудник вашингтонского Jamestown Foundation, а также его ведущего издания Eurasia Daily Monitor. Является международно признанным экспертом по бывшим советским странам в Восточной Европе, на Южном Кавказе и в Средней Азии. Сам г-н Сокор является урожденным румыном, гражданином США, живет в Мюнхене, Германия.