Оружейный скандал: ООН извиняется перед Беларусью

В среду высокопоставленный представитель ООН принес официальные извинения белорусской стороне за ошибочное обвинение в том, что Беларусь поставила 3 военных вертолета в Кот-д”р в обход международных санкций.

Как передает информационное агентство Франс Пресс, глава Департамента операций по поддержанию мира Ален Леруа сказал журналистам, что обвинения против Беларуси были основаны на ошибочном докладе экспертов. «Отчет экспертов миссии был ошибочным. Ни один вертолет не приземлялся ночью в воскресенье», — сказал Леруа. Он рассказал, что уже встретился с официальным представителем РБ в ООН и «принес ему глубокое сожаление и извинения за прозвучавшие ранее обвинения». Заявление высокопоставленного чиновника ООН есть в распоряжении редакции «Белорусского партизана».

Экспертам ООН пока не удается проверить, какое именно государство поставило в Кот-д’Ивуар военные вертолеты в нарушение эмбарго Организации Объединенных Наций. Подозрение падает на Беларусь, но теперь даже Пан Ги Мун, первым обвинивший нашу страну, говорит об этом без прежней уверенности.

Напомним, 27 февраля офис генерального секретаря ООН Пан Ги Муна от его имени распространил заявление о поставке Беларусью в Кот-д’Ивуар трех боевых вертолетов. Руководитель ООН «с большим беспокойством узнал, что, по сообщениям, три боевых вертолета и соответствующее материально-техническое обеспечение из Беларуси доставляются в Ямусукро для войск господина Гбагбо».

«Согласно с сообщениями, первая партия была доставлена рейсом, который приземлился этим вечером, и что на завтра запланированы дополнительные рейсы, — сообщалось в заявлении, размещенном на сайте ООН. — Это серьезное нарушение эмбарго в отношении Кот-д’Ивуара, которое действует с 2004 года». Официальный Минск опровергает свою причастность к поставкам вертолетов в Кот-д’Ивуар. 28 февраля пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных в интервью БелаПАН выразил обеспокоенность появлением такого заявления. «Беларусь всегда очень ответственно относилась к соблюдению всех требований и решений Совета безопасности ООН. В Беларуси создана эффективная система экспортного контроля над вооружением», — сказал Савиных.

Пресс-секретарь Департамента операций по поддержанию мира — подразделения Секретариата ООН — Ник Бирнбэк сообщил naviny.by, что информацию о поставке Беларусью боевых вертолетов в Кот-д’Ивуар генеральному секретарю предоставила «группа экспертов ООН». Вместе с тем, Бирнбэк отказался раскрывать источники, на основании которых эксперты пришли к такому выводу.

28 февраля и Пан Ги Мун значительно смягчил тон: «Если это будет подтверждено, то это будет прямым нарушением эмбарго на продажу оружия Совета безопасности ООН», — заявил он, общаясь с журналистами в Вашингтоне (подчеркнуто редакцией naviny.by). Генсек сообщил, что факты проверяют миротворческая миссия ООН, известная как Операция ООН в Кот-д’Ивуаре (UN Operation in Côte d’Ivoire, UNOCI), а также группа экспертов, назначенных Советом безопасности для наблюдения за выполнением условий эмбарго. По словам Пан Ги Муна, нарушение эмбарго «представило бы опасность для наших собственных усилий разрешить ситуацию мирно».

Первая попытка проверить подозрения члены группы экспертов ООН, включая представителя ее миротворческой миссии, предприняли 28 февраля. Они направились в аэропорт столицы Кот-д’Ивуара Ямусукро, однако верные Гбагбо солдаты обстреляли их, и экспертам пришлось ретироваться. «Из-за обстрела мы не смогли проверить информацию о прибытии в аэропорт боевых вертолетов, а также установить их марку», — заявил в беседе с корреспондентом интернет-газеты naviny.by пресс-секретарь UNOCI Хамадун Туре.

По сообщениям некоторых СМИ (Deutsche Welle и Press TV), речь идет о вертолетах Ми-24. Туре подтвердил, что первоначальная информация о белорусском происхождении вертолетов была представлена в штаб-квартиру Организации Объединенных Наций «экспертами ООН», однако не стал раскрывать, на чем она базировалась. В настоящее время эта информация проверяется, сказал пресс-секретарь UNOCI.

Нет пока сведений и о поставке второй партии военной техники либо ее частей, которые страна-нарушитель эмбарго (со слов Пан Ги Муна — Беларусь) должна была поставить в Кот-д’Ивуар 28 февраля.

С тех пор, как Лоран Гбагбо отказался уйти в отставку, проиграв на президентских выборах в ноябре 2010 года лидеру оппозиции Алассану Уаттаре (действительность результатов выборов подтверждена ООН), возросло количество сообщений о напряженности и насилии в этой стране — как между противоборствующими группировками, так и в отношении миротворцев Организации Объединенных Наций.

В настоящее время миротворческая миссия ООН «делает все возможное, чтобы защитить гражданское население, а также отель в Абиджане, который является штаб-квартирой правительства Уаттары», подчеркнул Хамадун Туре.

По его словам, ситуация в этой западноафриканской стране «очень напряженная», население спасается бегством — одна только соседняя Либерия приняла около 70 000 беженцев. Противостояние в Кот-д’Ивуаре — не только военная, но и гуманитарная проблема; «на улицах Абиджана лежат трупы людей, которые невозможно убрать из-за перестрелок. Это ведет к эпидемии, то есть, это уже проблема органов охраны здоровья, а не только военных», сказал Туре.

Ранее, до введения эмбарго ООН, Беларусь неоднократно поставляла оружие и военную технику в Кот-д’Ивуар. Так, согласно данным Регистра ООН, в 2002 году Минск продал в эту страну двенадцать БМП-1, десять 120-миллиметровых минометов «Сани» и два ударных вертолета Ми-24. В 2003-м — 20 боевых бронированных машин различного типа и 16 единиц различных артиллерийских систем, в 2004-м — два штурмовых самолета Су-25.

Беларусь продает оружие и военную технику и в другие страны. Согласно с «Актом об учете белорусских поставок оружия» Конгресса США, общий экспорт оружия Беларусью в период с 1999 по 2006 годы официально оценивается в один миллиард долларов.