«Сколково» — подсобная база для Америки

В конце февраля были подписаны меморандумы о сотрудничестве между Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» и 21 институтом РАН. В ближайшее время аналогичные бумаги подпишет еще одна группа академических институтов.

Напомним, что с самого начала многие эксперты задавались риторическим вопросом: зачем строить новый наукоград, если уже существует немало научных центров, имеющих высокий авторитет по всему миру? Замечание вполне справедливо, ведь по крайней мере на первый взгляд кажется, что развивать инновации на уже готовой основе гораздо проще, чем запускать проект с нуля. Известно, что многие годы наши институты сидят на скуднейшем финансировании, но тем не менее сохраняют инновационный потенциал. Однако вместо поддержки коллективов, сумевших сохранить науку даже в катастрофические 90-е годы, огромные средства и льготы предлагают направить в одно «Сколково». То есть, помимо чисто практического момента, есть еще и вопрос справедливости.

И вот сейчас критикам вроде бы дан ответ. Если институты РАН и «Сколково» договорились о сотрудничестве, значит, академическая наука не забыта и, видимо, получит дополнительное финансирование. Кстати, сопредседатель научно-технического совета «Сколково», лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов считает, что новый центр и старые наукограды отнюдь не противостоят друг другу.

«Одна из важных компонент «сколковской идеологии» в том, что мы должны научиться реализовывать наши разработки и исследования, доводить их до коммерческого результата. Поэтому Центр «Сколково», с моей точки зрения, не только не является противопоставлением таким известным академическим научным центрам, как Черноголовка, Пущино, Академгородок в Новосибирске, Дубна, Зеленоград и многие другие, а, наоборот, призван помочь развиваться этим научным центрам», — цитирует его слова сайт РАН.

Действительно, создание связки между высокой наукой и практикой – важнейшая задача. Понятно, что без фундаментальных открытий невозможен и коммерчески выгодный инновационный продукт, однако воплотить идею на практике тоже отнюдь непросто. В этом смысле сотрудничество «фундаментальщиков» и «прикладников» можно только приветствовать. Да и трудно спорить со столь уважаемым специалистом, как Алферов. Тем более что и представитель РАН академик Владимир Фортов высказался за сотрудничество со «Сколково».

Однако даже слова столь известных и авторитетных людей не смогли убедить всех скептиков. В интервью КМ.RU президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков высказал целый ряд критических замечаний:

— Я думаю, эти соглашения абсолютно пустые. Фактически это означает, что к ведущим разработкам институтов РАН будут допущены американские и британские специалисты, которые будут снимать сливки, практически ничего не вкладывая. Под видом так называемых прикладных разработок, которые якобы будут проводиться на базе кластеров «Сколково», на самом деле будут использоваться наработки российских академических институтов.

Полагаю, что «Сколково» создавался как подсобная база для развития технологических проектов Соединенных Штатов Америки. То, что в это втягивают академические институты, – очень плохая примета. Вместо того чтобы серьезно заниматься развитием базы этих академических институтов, их фактически заставляют работать на американских дядей. Они будут продолжать работать в столь же стеснительных условиях, как и раньше, из «Сколково» им ничего не перепадет.

Думаю, что изначально сама идея «Сколково» была мертворожденной. У России есть сложившиеся научные центры. Нормально профинансировать эти центры, скоординировать их действия — вот задача, которую надо было решать. А сейчас мы получаем уникальное явление: эти центры как были нищими, как находились на стадии развала, так они и будут продолжать в этом состоянии находиться. Наша отечественная наука ничего от этого не получит, а эти «игрушки» кончатся для нас достаточно плачевно.

Перед нами стоит задача сохранить Россию как самобытную великую державу, которая способна на многие открытия не только в науке, но и в технике, творчестве, нравственности. Поэтому здесь необходимо развивать другие центры и другие ценности.

Жорес Алферов – человек совестливый, очень умный, очень грамотный, но его сумели втянуть в эту авантюру, и это очень досадно.