Беларусь – перевалочная база для торговли оружием?

Военные эксперты называют обвинения в нелегальной торговле оружием в адрес режима Лукашенко небеспочвенными, говоря о том, что в последние годы Беларусь наряду с Украиной является одним из главных восточноевропейских поставщиков оружия странам-изгоям.

Пресс-служба генерального секретаря Организации Объединенных Наций Пан Ги Муна в воскресном официальном коммюнике сообщила, что глава ООН «с большим сожалением узнал о том, что Беларусь собирается продать три боевых вертолета со смежными материалами режиму свергнутого президента Кот-д’Ивуара Лорана Гбагбо».

В понедельник 28 февраля уже сам Пан Ги Мун призвал к проведению экстренного заседания Совета Безопасности ООН, чтобы обсудить сообщения о нелегальных поставках белорусских вооружений одной из враждующих фракций в Кот-д’Ивуаре.

Как сообщает Рейтер Africa, известие о поставке нелегальной партии оружия в западноафриканское государства из Беларуси пришло неделю спустя после начала вооруженного противостояния между приверженцами режима Гбагбо и сторонниками оппозиционного кандидата в президенты Алассана Уаттары.

«Голос Америки» напоминает, что в конце прошлого года в Кот-д’Ивуаре прошли президентские выборы, в которых, по данным ЦИК, победил кандидат от оппозиции Алассан Уаттара. Тем не менее, Конституционный совет Кот-д’Ивуара присудил победу действующему президенту Гбагбо. После этого и Уаттара, и Гбагбо объявили себя президентами, приняв каждый свою присягу и сформировав собственное правительство. Международное сообщество почти единогласно признало легитимность Уаттары, выдвинув ультиматум Гбагбо с призывом уступить власть новому президенту.

Иворийские президентские выборы 2010 года были первыми после гражданской войны, начавшейся в 2002 году и завершившейся двумя годами позже установлением шаткого мира.

Тем временем официальный Минск достаточно оперативно отреагировал на все обвинения ООН о поставках белорусского оружия в Кот-д’Ивуар, назвав их фальшивкой.

«Естественно, мы заявляем о том, что никакие боевые вертолеты в Кот-д’Ивуар из Беларуси не поставлялись, — отметил в понедельник официальный представитель МИДа Беларуси Андрей Савиных. — В Беларуси создана эффективная система экспортного контроля над вооружениями».

Правительство непризнанного мировым сообществом президента Кот-д’Ивуара Лорана Гбагбо в понедельник также опровергло информацию о якобы имевших место поставках боевых вертолетов из Беларуси.

Однако эксперты не исключают того, что сделка все же состоялась. Российский военный аналитик Александр Гольц считает обвинения руководства ООН в адрес белорусских властей небеспочвенными. «В последнее время в СМИ появилось много сообщений о том, что Беларусь является либо продавцом, либо как минимум перевалочной базой для контрактов, которые идут вразрез с международными санкциями. Если это так, то удивляться здесь нечему. Положение белорусского руководства, прямо скажем, неблестящее. С недавнего времени Россия стала требовать от Лукашенко «отрабатывать» те деньги, которые всего лишь пару лет назад просто дарились», — отмечает эксперт.

В качестве другой косвенной причины, подтверждающей возможные поставки белорусского оружия официальному Ямусукро, Гольц называет избыток вооружений, оставшихся на территории Беларуси после распада СССР.

«Также не стоит забывать, что Беларуси в наследство от Советского Союза достались гигантские запасы вооружений Белорусского военного округа. Это был именно тот округ, который сходу должен был вступить в войну с НАТО в случае эскалации отношений между сторонами (СССР и Запада — И.Т.)», — заметил аналитик.

Гольц также подчеркнул, что официальный Минск не только «приторговывает» старыми советскими оружейными запасами, но и производит что-то новое: «[Белорусы] сейчас производят некоторые системы ПВО, а также, что немаловажно для России, тягачи для наших стратегических ракет «Тополь-М». Однако вертолетов, насколько мне известно, Беларусь не производит».

Отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки» о возможных международных последствиях такой торговли для режима Лукашенко, в случае если будет доказано, что продажа вертолетов все же состоялась, Гольц отметил, что практика «наказания» режимов, нарушающих международные эмбарго, существует, однако она почти всегда выражается в санкциях двустороннего порядка и является не совсем эффективной.

«В частности, Соединенные Штаты неоднократно вводили наказания для конкретных российских компаний, которых подозревали в таких вот действиях. Назвать эту практику эффективной вряд ли можно по одной простой причине: военно-промышленный комплекс как России, так и Беларуси не очень связан с американскими компаниями и никак не зависит от характера отношений к нему со стороны Запада», — констатировал российский военный эксперт.

Лорен Томпсон (Loren Thompson) из Лексингтонского института, специализирующегося в сфере оборонной промышленности, полностью согласен с Гольцем касательно отсутствия эффективной системы наказаний таких нарушений с точки зрения международного права. «К сожалению, ООН не в состоянии наложить серьезные санкции в случае таких нарушений», — отмечает он.

Отвечая на вопрос о том, были ли США когда-либо замечены в нелегальной международной торговле оружием, Томпсон заметил, что Соединенным Штатам просто невыгодно рисковать в сделках такого характера.

«Дело в том, что страны, которые торгуют оружием в обход международного эмбарго, как правило, заключают сделки на покупку-продажу маленьких партий вооружений. США незачем рисковать своей репутацией, чтобы заработать несколько миллионов долларов. Этим занимаются только политически и экономически нестабильные государства», — подчеркнул эксперт.

Марк Шредер (Mark Schroeder), директор программы африканских исследований при частной американской разведывательно-аналитической компании STRATFOR, назвал Беларусь наряду с Украиной одним из двух главных восточноевропейских поставщиков нелегальных вооружений странам-изгоям в последние годы.

«Эти два государства Восточной Европы очень хорошо известны целому ряду африканских стран, которые заинтересованы в импорте оружия с глобальных «черных рынков». Однако я должен отметить, что помимо Беларуси и Украины некоторые другие восточноевропейские страны также промышляют нелегальной торговлей оружием», — отметил Шредер.

Эксперт STRATFOR считает, что нелегальный импорт вооружений из Восточной Европы имеет значительное влияние на формирование политического ландшафта африканского континента. «Тот факт, что режим Гбагбо решил купить боевые вертолеты у Беларуси, демонстрирует нам еще раз, что правительства в некоторых африканских странах используют все возможные средства, чтобы остаться у власти. Если они не могут добиться этого благодаря политически легитимным средствам, они закупают оружие и добиваются этого военными методами», — заключил Шредер.