Сергей Иванов осознал, что Россия может потерять космос

Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов в последний день зимы окончательно отошёл от оптимизма, присущего ему в ту пору, когда он был министром обороны. Об этом свидетельствуют заявления, сделанные им в Роскосмосе.

Устами правительства глаголет истина

Не мудрствуя лукаво, обратимся к некоторым цитатам из выступления Сергея Борисовича Иванова на коллегии в Роскосмосе.

«Мы обязаны гарантированно обеспечивать эффективность, а главное – результативность и своевременность выполнения всех стоящих перед Роскосмосом задач. Повторение ошибок недавнего прошлого, я имею в виду потерю трёх космических аппаратов «Глонасс-М» и частичную неудачу с запуском «Гео-ИК», – это, конечно, недопустимо».

«Нам не удалось переломить ситуацию по созданию новых комплексов космических аппаратов, по большому счёту, планы гособоронзаказа были сорваны».

По словам Иванова, «каждое решение, каждое действие должно быть скрупулёзно просчитано и многократно проверено».

«Последняя неудача с запуском трёх аппаратов «Глонасс» – характерный пример. Комиссия закончила свою работу. Такая, в общем-то – не буду здесь давать характеристики – ошибка, но детская, можно сказать, ошибка привела к таким серьёзным последствиям».

«Каждый аппарат обходится нам дорого, это миллионы и миллиарды рублей».

Сергей Иванов также отметил, что в минувшем году из-за переноса дат старта не были запущены шесть гражданских аппаратов.

«Я уже не говорю о систематическом переносе сроков запусков, которые являются следствием неготовности аппаратов».

Два с половиной миллиарда рублей были выброшены в океан

Падение спутников ГЛОНАСС стоило России 2,5 миллиарда рублей.

Несколько месяцев назад свой материал «ГЛОНАСС испытывает нас» я начал с того, как один общественный деятель выдал по радио хорошо запоминающийся и вполне справедливый образ. Сказал примерно следующее: одни продолжают ругать Советскую власть, другие тоскуют о прошлом и даже идеализируют догорбачёвский социализм, однако, факт остаётся фактом. Мы уже двадцать лет так или иначе пользуемся тем, что создано при Советской власти на всей огромной территории России. Короче говоря, что родители в холодильник положили, то дети и едят. Кстати, тот же самый ГЛОНАСС – Глобальную Навигационную Спутниковую Систему – тоже «родители в холодильник положили». А у детей это детище из рук выскочило. В виде потерявшей курс ракеты «Протон-К» с тремя спутниками. Многие и многие миллионы бюджетных рублей «почему-то» упали в океан. Президент РФ Д. Медведев потребовал тогда экстренного расследования. Такой реакции не было даже при череде незачётных пусков стратегической «Булавы».

Чубайс и прочие извели гениев бывшей сверхдержавы

Поразительная вещь. Сегодня результаты футбольных матчей интересуют наше общество в гораздо большей степени, нежели космос, куда наши отцы и деды шагнули первыми. Первый спутник, первый космонавт Юрий Гагарин, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, первый выход в открытый космос Алексея Леонова и так далее. Первый реальный аппарат на Луне был советским. Глобальная мистификация США – невероятные их полёты на Луну и ещё более невероятные возвращения на Землю – результат съёмок и монтажа в соответствующих сверхсекретных лабораториях. Международные специалисты давно вывели эту профанацию человечества на чистую воду.

Однако вернёмся к нашим баранам. Взять г-на Чубайса. В 90-е годы он и его камарилья сознательно открыли шпионам Запада все наши закрытые (секретные) производства. Это всем известно, многократно опубликовано, однако, тому же Чубайсу не так давно доверяют Сколково! И он, зная о том, какие колоссальные бюджетные деньги Россия вливает в этот полупонятный проект, заявляет на весь мир, что призовёт в Сколково лучших зарубежных специалистов. И добавляет: Сколково – идея очень хорошая. Получится, не получится – это другой вопрос. Но идея – хорошая!

Можете себе представить, что было бы, если бы в столь откровенном саботаже – «получится, не получится» – публично расписались Королёв или Курчатов?

Вот и я не могу этого представить. Зато разделяю мнение коллег из «МК», опубликовавших о материал под названием: «Сами развалили всю отрасль, а теперь ищут виноватых».

Нынешнее безответственное отношение к серьёзным государственным проектам вытекает из тех горьких и преступных 90-х, когда голодающие гениальные учёные, чтобы выжить, собирали бутылки и сдавали кровь. А у Чубайса уже был цветочный бизнес!

Защита ракеты – за 50 долларов

Приехала в новорождённую ельцинскую Россию высокомерная делегация из Западной Германии. Разрешили их учёным ознакомиться с секретной лабораторией, где без зарплаты сидели одни старики. В их ведении была защита наших ракет против действия космических лазерных пушек.

Рассказывает Сергей Георгиевич Кара-Мурза:

– Зная параметры лазерного излучения, эти люди подобрали вещества, которые при ударе лазерного луча испарялись, образуя аэрозоль с такой величиной частиц, что электромагнитные волны вступали с ними в интерпретацию и луч рассеивался. Этого было достаточно, чтобы удельная интенсивность воздействия на металл становилась недостаточной для пробивания корпуса ракеты. Старики сделали из этого вещества краску и вручную красили образцы для испытаний. Обработка ракеты обошлась бы всего-навсего в 50 долларов. Повидав всё это своими глазами, немцы очень сильно приуныли: они таких гениев в своём научном активе никогда не имели!

Вот так: голь на выдумки хитра!

Масштабы инновационной деятельности в СССР были фантастическими

А японские фирмы делали состояние на идеях из наших научно-популярных и научно-технических журналов. Воровали идеи!

Это тоже всем известно, и об этом тоже рассказывает уважаемый мною автор. Сама пресловутая проблема «трудности внедрения» изобретений в Советском Союзе была порождена ОГРОМНЫМ ИЗБЫТКОМ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ и понятным недовольством массы изобретателей. Там, где их нет, людям вообще не понятно, о чём идёт речь, что за проблемы такие. Притом, что масштабы инновационной деятельности в СССР были фантастическими, и это признавалось во всём мире, некоторым из нас казалось, что наша система недостаточно инновационна, иначе она бы завалила нас миллионом наименований отечественных товаров точно такого же качества, как на Западе. Но это умозаключение могло быть воспринято именно только сознанием с разорванной логикой. Ведь МЫ ЖИЛИ В ТЕХНОСФЕРЕ, созданной почти исключительно усилиями СОБСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ – в том, что её мощность (ресурсное обеспечение) была, конечно же, несравнимо меньшей, чем у Запада. Но хотели от неё ещё и ещё!

А ведь инновационная активность была присуща советским людям в очень высокой степени и проявлялась широко и самым необычным образом. ТАКОГО ДВИЖЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ, КАК У НАС, НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ НИГДЕ В МИРЕ! Как известно, японские фирмы делали целые состояния, просто собирая идеи в наших когда-то популярных журналах типа «Техника – молодёжи» и «Знание – сила».

У нас даже зэки имели крылья!

Вот пишет социолог-криминалист (Н.Г. Шурухнов. Личность пенитенциарного преступника. – СОЦИС, 1993, № 8): «В одном из ИТУ УИД МВД Киргизии был обнаружен компактный реактивный двигатель, с помощью которого предпринималась попытка покинуть пределы колонии и таким образом совершить побег. Исходя из сложности и оригинальности конструкции, оперативные работники предположили, что его мог изготовить осужденный М., который имел среднетехническое образование (закончил авиационный техникум), выписывал технические журналы, неоднократно изготовлял различные технические усовершенствования, вносил рационализаторские предложения и т.п.

Осуждённый К., отбывавший наказание в одном из ИТУ УВД Винницкой области, пытался совершить побег с помощью дельтаплана. На участке деревообработки он достал рулон наждачной бумаги на тканевой основе, замочил его в пожарном водоёме (чтобы извлечь ткань), изготовил металлические и деревянные конструкции. На плоской крыше (с которой предполагалось начать полёт) одного из цехов укрепил ролики и натяжной шнур…».

Продолжает С. Кара-Мурза: «Я читал в Испании аспирантам лекции о русской и советской культуре и привёл этот пример. Люди слушали с недоверием – ничего подобного, даже отдалённо, они не могли себе представить не только в отношении заключённых испанских тюрем, но и в приложении к нормальной университетской публике.

А для советских зэков, «осужденного М. и осужденного К.», такой инновационный подход к делу был вполне нормальным – ОНИ В ЭТОЙ АТМОСФЕРЕ БЫЛИ С ДЕТСТВА ВОСПИТАНЫ».

Не потому ли на советской системе «реформаторы» паразитируют до сих пор?

Инвестиции есть, а инновациями не пахнет

Люди, поначалу проклинавшие советский строй, пишет С. Кара-Мурза, очень часто противоречили сами себе таким странным образом, что поначалу даже не верилось в их искренность. Но, когда они были совершенно искренни, становилось тяжело на душе.

При их способе рассуждений нельзя не только ответить, но даже внятно поставить вопрос, который буквально висит в воздухе: чего мы все-таки хотим? И дело не в лицах. За моими собеседниками – целые социальные слои. Вот учёные выходят на площадь, картинно несут бутафорский гроб «российской науки». Чего они хотят? Ведь не может политический режим, который они сами приводили к власти, содержать большую науку. Не только не может, но даже не может этого желать, ибо весь смысл его существования – ликвидация советской цивилизации. Это настолько ясно выразили все идеологи «демократов», что не знать этого учёные не могут. Однако я ни разу не слыхал, чтобы какое-то собрание учёных, пусть даже одной лаборатории, ясно сказало: наша поддержка антисоветского поворота была ошибкой. Нет, они предпочитают таскать свой гроб, устраивать голодовки и критиковать режим за «недооценку науки» – БЕЗ ЕДИНОГО ШАНСА НА УСПЕХ.

Учёные – крайний случай. Но ведь примерно то же самое мы видим и у шахтёров, и у рабочих. Они не способны осознать свой собственный ВЫБОР, который СОСТОЯЛ В ОТКАЗЕ ОТ ЗАЩИТЫ СОВЕТСКОГО СТРОЯ. Они даже не понимают, о чём речь, какие умозаключения они неявно делали. Но ведь без того, чтобы ясно и вслух не оценить тот выбор, об изменении нынешнего положения (именно в его целостности, в его главном смысле) не может быть и речи. Всё будет сводиться к «борьбе всех против всех» – шахтёры отнимут у учителей, врачи у шахтёров. А потом все истощатся до полной дистрофии, и Россия разделится на два «полуобщества», как в Бразилии. В «цивилизованной» половине будет идти борьба, будут партии, газеты. А внизу будут голод, наркомания, тотальная преступность – и тупая, ни к чему не ведущая ненависть.

А между тем 30 ноября 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев в ходе выступления с посланием к Федеральному собранию заявил, что от развития инновационных проектов в России «зависит качество жизни наших людей». Всё верно: Россия занимает лишь 63-е место в мире по уровню развития инфраструктуры связи. В том же послании Федеральному собранию, Д. Медведев пообещал, что до конца 2010 года формирование группировки будет завершено, а в течение двух лет ГЛОНАСС станет доступен массовому пользователю.

Теперь он справедливо потребовал, чтобы ему поимённо перечислили всех виновных в потере трёх спутников.

Кстати, в августе 2010 года премьер-министр России Владимир Путин пообещал, что в течение полутора лет в развитие ГЛОНАСС будет вложено еще около 48 миллиардов рублей. Не хотелось бы, чтобы эти миллиарды утонули в океане в виде ракеты и спутников. И, безусловно, не хотелось бы, чтобы эти миллиарды изначально уходили куда-нибудь «на другую орбиту». Проще говоря, в чьи-нибудь карманы.

Как выяснилось, не один я об этом думаю. Вот и Президент РФ, по словам своего пресс-секретаря Натальи Тимаковой, «поручил генеральному прокурору Юрию Чайке и руководителю контрольного управления администрации главы государства проверить расходование средств на реализацию программы создания российской навигационной группировки ГЛОНАСС».

А теперь самое главное

Ещё несколько лет назад, а именно в ту пору, когда Сергей Иванов был министром обороны России, известный военный эксперт В. Слипченко, приводя показатели оценки эффективности промышленного труда, спрогнозировал: «На рубеже 2010 года вооружённые силы Соединённых Штатов будут способны воевать с любым государством мира в течение 30 суток, ежедневно посылая на экономические объекты этой страны не менее 1000 высокоточных крылатых ракет. Это 30000 ракет стоимостью 1 миллион долларов каждая. В 2020 году США будут способны воевать уже 60 суток, в 2030 году – 90 суток…».

В ту пору министр обороны Сергей Иванов оптимистично возразил военному эксперту: «Я абсолютно не согласен с позицией автора…Соотношение потенциалов – это вопрос, в первую очередь, количественный. А сравнивать в таком деле штуки, тонны, комплекты и прочие единицы измерения – очень тонкое мероприятие. Поэтому скажу, что для обороны страны и оказания помощи нашим союзникам мы обладаем достаточно мощным потенциалом».

Остаётся только надеяться, что именно дорогостоящие «штуки» в виде спутников, грохнувшиеся в океан из-за «детской ошибки» всё-таки заставили наше правительство взглянуть на вещи иначе. И окончательно понять, что с нынешней россиянской экономикой, которую реформаторы из средства производства общественного богатства продолжают превращать в средство уничтожения социальности и граждан, мы не только далеко не улетим, но и не уедем и не уплывём. А с реформами Сердюкова в армии, реформами Фурсенко в образовании и деятельностью Скрынник в сельском хозяйстве дело к тому идёт.

Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент»