ИноСМИ: медведь точит зубы

Стареющий медведь готовится к перевоплощению. Россия начинает самое масштабное перевооружение fрмии с советских времен стоимостью 650 миллиардов долларов, на которые будет закуплено тысяча вертолетов, 600 боевых самолетов, 100 военных кораблей и 8 ядерных подлодок.

Россия является пятой страной в мире по размерам военного бюджета, но аналитики уверены, что стране больше требуется обычное вооружение, чтобы перестать надеяться на устаревшее, оставшееся с советских времен ядерное оружие. Валентин Руденко, директор независимого агентства «Интерфакс-АВН» уверен, что это «породит игру совершенно нового уровня».

«На протяжении последних 20 лет у нас не было ни одной модернизации, по крайней мере, такой, как нам предлагают сейчас, — отметил Руденко. — Россия наконец-то обзаведется современно оснащенной армией, которая будет способна защитить собственную страну».

Заместитель министра обороны Владимир Поповкин объявил на прошлой неделе беспрецедентные капиталовложения в переоснащение российского стратегического ядерного вооружения, а также обычного вооружения. Министр обороны заявил, что модернизация начнется в этом году, когда сухопутные войска получат системы ПВО нового поколения.

Новые траты будут проходить на фоне болезненной реформы, которая резко сократила численность армии, сократив около 200 тысяч офицеров и 9 из каждых 10 воинских частей советских времен. Эксперты считают, что главной целью для России сейчас является подготовить армию к вызовам 21-го века. Это скорее региональные конфликты, как, например, краткий российско-грузинский конфликт в 2008 году, который показал слабые места российской армии.

Сомнения по поводу расходов

Большая часть расходов будет направлена на модернизацию флота, ожидающего поступления новых подводных лодок, 35 патрульных кораблей, 15 фрегатов и четырех вертолетоносцев класса «Мистраль». Два корабля будут закуплены у Франции, а еще два будут построены на российских судоверфях.

Специалисты крайне скептически настроены по поводу некоторых статей расходов, например, кораблей «Мистраль», которые больше подходят для глобальных войн, нежели для решения локальных конфликтов и несения оборонительной функции.

«Сложно представить, зачем нашему флоту нужны эти Мистрали, — заявляет Виктор Баранец, бывший пресс-секретарь министерства обороны, который теперь работает военным корреспондентом для газеты «Комсомольская правда». — Этим кораблям нужна постоянная защита. В любой момент, половина нашего флота будет задействована в сопровождение этих кораблей по всему миру».

Новые подводные лодки будут построены для размещения новой ракетной установки «Булава», которая на данный момент провалила половину тестовых запусков. «Министерство обороны может делать любые обещания, но ни один разработчик или инженер не сможет пообещать, что «Булава» будет исправно работать к назначенному сроку», — считает Баранец.

Сомнения по поводу нового самолета-невидимки

Эксперты отмечают, что почти все новое вооружение, которое будет закупаться, основано на разработках еще советского периода, включая боевые вертолеты Ми-28 и транспортные Ми-26, а также многоцелевой истребитель Су-35.

«Это все разработки советского времени, а вовсе не современные, — заявил Александр Гольц, военный обозреватель интернет-издания «Ежедневный журнал». — Отсутствие свежих разработок показывает слабость нашего военно-промышленного комплекса».

По словам Гольца, единственное новое вооружение в плане — тот самый не срабатывающий комплекс «Булава» и широко разрекламированный истребитель пятого поколения, который Россия разрабатывает с Индией.

«Мы ничего особо не знаем об этом истребителе пятого поколения, даже не можем сказать, принципиально ли это новый самолет» — футуристический самолет-невидимка, сравнимый с американскими боевыми машинами F-22 и F35, — «или это улучшенная версия хорошо известного старого», считает Гольц.

Критики отмечают, что, несмотря на огромные вложения в перевооружение армии, их все равно мало для того, чтобы оживить еле дышащий российский военно-промышленный комплекс.

«Это не первая модернизация, о которой говорит Кремль, но все предыдущие программы провалились», — говорит Александр Гольц.