Россия резко наращивает военные расходы

На прошлой неделе стало известно, что президент подписал программу вооружений, предусматривающую закупки современной военной техники на 19 триллионов рублей в течение ближайших 10 лет, а оборонное ведомствораскрыло детали программы.

Сумма, которая означает почти троекратное увеличение оборонного заказа по сравнению с предыдущей программой, была озвучена еще в декабре. Теперь она окончательно утверждена.

Интересно, что перед дорогостоящей госпрограммой стоит не просто задача перевооружить российскую армию, пребывающую далеко не в самом боеспособном состоянии. Дмитрий Медведев, видимо твердо решивший стать главным модернизатором российской экономики, делает ставку на то, что масштабные госвливания превратят российский оборонно-промышленный комплекс в главный источник инноваций.

Многие военные эксперты уже весьма скептически высказались относительно новой программы вооружений и способностей отечественного ОПК поставить в заявленные сроки необходимое количество техники. Так, по мнению Александра Гольца, одной из наиболее острых является проблема поставок элементной базы для вооружений, которая в советские времена производилась в основном на предприятиях гражданской сферы. За 90-е годы эта цепочка субконтрактеров была разрушена, и всю элементную базу производят сегодня на заводах конечной сборки, что не дает возможности начать серийный выпуск военной техники.

Резкое увеличение финансирование в этих условиях приведет лишь к росту цен на оружие. Президент Медведев может повторно наступить на одни и те же грабли. Стоит напомнить, что он, будучи еще главой президентской администрации, был главным идеологом и куратором так называемых «нацпроектов». Один из них — программа «Доступное жилье» тоже делал ставку на стимулирование спроса со стороны государства путем развития ипотеки. Результатом этой программы стал резкий рост цен на недвижимость и стройматериалы и надувание огромного пузыря в этих секторах российской экономики. С утроившимся оборонным заказом может произойти та же история.

Впрочем, это еще не самая большая проблема. которую может создать для российской экономики резкое наращивание оборонного заказа. Получив большие деньги и твердые заказы от государства, «оборонка» сама создаст повышенный спрос на ресурсы — как материальные, так и человеческие. Государственные военные предприятия станут конкурентами частных компаний, работающих на удовлетворение мирного потребительского спроса.

Россия, конечно, богата сырьем, хотя резко нарастить выпуск в сжатые сроки даже сырьевые компании могут далеко не всегда. А вот с людьми все обстоит несколько хуже. Быстро обучить высококвалифицированные кадры не получится, поэтому «оборонка» попытается переманить управленцев, инженеров и квалифицированных рабочих с частных предприятий.

Таким образом, государство создает не «локомотив» экономики, а конкурента частному сектору, причем за его же деньги — финансирование пойдет из бюджета, который наполняется налогоплательщиками.

Что же касается перспектив превращения оборонно-промышленного комплекса в главный источник инноваций, тут тоже возникают большие сомнения. Однажды, в конце 80-х в стране уже проводилась громкая кампания под названием «конверсия», целью которой было переориентировать предприятия военно-промышленного комплекса на выпуск высокотехнологичной «мирной» продукции. Закончилось все, в лучшем случае производством титановых лопат, которых отечественные дачники так и не увидели — все ушло на экспорт.

Непомерные военные расходы уже стали однажды одной из причин экономического кризиса, который привел к распаду СССР. Стоит ли пытаться повторить тот печальный опыт — большой вопрос.